Вторичная профилактика формирования зависимости - чрезвычайно важное направление работы психолога. Цель вторичной профилактики заключается в том, чтобы предотвратить формирование устойчивой зависимости у людей, у которых уже наблюдаются явные признаки аддиктивного (зависимого) поведения.
Основные задачи, которые призван решать психолог в рамках вторичной профилактики:
1. Выявление лиц с признаками формирующейся зависимости.
Это могут быть как подростки и молодые люди, у которых отмечается эпизодическое употребление алкоголя, наркотиков или других психоактивных веществ в компании сверстников, так и взрослые с явными признаками аддикции к азартным играм, интернет-серфингу, трудоголизму, шопингу и другим формам нехимических зависимостей.
2. Проведение углубленной психодиагностики
С целью определения степени риска формирования стойкой зависимости, выявления индивидуально-психологических особенностей личности, влияющих на склонность к аддиктивному поведению. Это необходимо для того, чтобы подобрать наиболее эффективные методы профилактической работы для конкретного человека.
3. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование,
Направленное на анализ мотивов аддиктивного поведения, повышение осознанности его последствий, укрепление мотивации к отказу от приема психоактивных веществ и формирования иных типов зависимого поведения.
4. Курсы групповых и индивидуальных психокоррекционных занятий,
Помогающих клиенту развить навыки эффективного совладания со стрессом, тревогой, депрессией, гневом и другими деструктивными психоэмоциональными состояниями без использования аддиктивных копинг-стратегий.
5. Тренинги социальных и коммуникативных навыков
Обучение умению конструктивно выражать эмоции, уверенно отстаивать собственную позицию, противостоять групповому давлению и манипуляциям. Это поможет человеку избегать ситуаций, которые могут спровоцировать рецидив аддиктивного поведения.
6. Повышение общей психологической грамотности клиентов и членов их семей
Обучение распознаванию первых признаков формирующейся зависимости, информирование о возможных негативных последствиях аддикций для физического и психического здоровья.
7. Привлечение родных и близких человека к активному участию в профилактической работе
Обучение конструктивным способам общения с близким, склонным к аддиктивному поведению, правилам оказания поддержки на пути преодоления зависимости.
Во многом эффективность вторичной профилактики зависит от того, насколько быстро удастся выявить первые признаки склонности человека к аддиктивному поведению и своевременно начать целенаправленную профилактическую работу психолога.
В подростковом возрасте важно обращать пристальное внимание на следующие маркеры повышенного риска формирования зависимости:
· Эпизодическое употребление алкоголя, слабоалкогольных коктейлей, пива, наркотических или токсических веществ в компании сверстников.
· Заметное снижение успеваемости, мотивации к учебе, интереса к прежним хобби и увлечениям.
· Регулярные уходы из дома, прогулы школы без уважительных причин.
· Нарастание конфликтов с родителями и другими членами семьи.
· Смена близкого круга общения, ориентация на заведомо асоциальные, "проблемные" компании.
У взрослого населения могут отмечаться следующие тревожные симптомы:
1. Быстрый рост толерантности к алкоголю, необходимость употреблять все большие дозы для достижения желаемого эффекта.
2. Резкое увеличение частоты и объема употребления алкогольных напитков, появление признаков "ползучей" алкоголизации.
3. Резкое увеличение времени, проводимого в азартных играх, возрастание сумм проигрышей.
4. Навязчивое, компульсивное использование интернета, социальных сетей в ущерб основной деятельности.
5. Нарастание чувства тревоги, внутреннего напряжения, раздражительности при невозможности "подключиться" к компьютеру, смартфону и другим гаджетам.
Заметив у себя или близких подобные проявления, крайне важно незамедлительно проконсультироваться с квалифицированным психологом-консультантом. Опытный специалист поможет точно оценить реальные риски формирования химической или нехимической зависимости и своевременно начать адресную профилактическую работу. Чем раньше будет начато целенаправленное психологическое вмешательство, тем больше шансов уберечь человека от развития стойкой, трудно корригируемой аддикции со всеми вытекающими негативными последствиями.
Основные направления психокоррекционной работы с лицами, склонными к аддиктивному поведению:
1. Когнитивно-поведенческая психотерапия
Работа с иррациональными убеждениями клиента, формирование установок на трезвый здоровый образ жизни, обучение конкретным навыкам и стратегиям преодоления соблазнов и давления асоциальной среды.
2. Тренинги личностного роста
Развитие навыков управления эмоциями, повышение уверенности в себе, стрессоустойчивости, способности к волевой саморегуляции. Это помогает преодолевать внутренние психологические факторы, провоцирующие аддиктивное поведение.
3. Методы арт-терапии, музыкотерапии, танцедвигательной терапии
Для гармонизации эмоциональной сферы клиента, снятия внутренних зажимов и напряжения, раскрытия творческого потенциала.
4. Техники телесно-ориентированной психотерапии
Для улучшения контакта человека с собственным телом, осознания и конструктивного выражения подавленных эмоций, снятия мышечных зажимов.
5. Семейное психологическое консультирование
Оптимизация взаимоотношений в семье, повышение осознанности и психологической грамотности всех членов семьи, обучение поддерживающему стилю общения.
6. Группы поддержки и терапевтические группы
Получение обратной связи от других участников, эмоциональная поддержка, обмен полезным личным опытом по преодолению аддикций.
Оптимальный подход - комплексное использование разных методов психокоррекции с учетом индивидуальных потребностей и личностных особенностей каждого конкретного клиента. Это позволяет добиться наиболее устойчивых позитивных сдвигов в поведении человека и максимально снизить риск формирования химической или нехимической зависимости.
В заключение еще раз отметим, что эффективная профилактика аддикций - это задача не только психологов, но и всего общества в целом. Необходимы системные, комплексные усилия по формированию ценности здорового образа жизни, активной жизненной позиции, развитию разнообразных форм культурного досуга для молодежи и взрослых, созданию оптимальных условий для самореализации личности и раскрытия ее потенциала.
Особое внимание следует уделять организации психолого-педагогической работы в школах и других образовательных учреждениях. Это позволит укрепить психологическое здоровье детей и молодежи, сформировать активную жизненную позицию, навыки принятия ответственных решений, противостояния негативному влиянию.
Только комплексный подход, объединяющий усилия психологов, педагогов, медиков, социальных работников и представителей других структур, позволит постепенно снизить спрос на "заменители жизни" в виде алкоголя, наркотиков и других форм зависимости. А значит - уберечь многих людей от пагубного влияния аддикций и их трагических последствий.
Уважаемые читатели!
Большое спасибо, что уделили время этой статье. Надеюсь, она оказалась для вас полезной и интересной. Вы дочитали материал до конца - это очень ценно для меня.
Чтобы и дальше быть в курсе свежего контента на актуальные темы, не забудьте подписаться на обновления канала и ставить лайки. Это поможет не пропустить новые материалы.
Также буду очень благодарен, если в комментариях поделитесь своим мнением и расскажете, какие темы вам было бы интересно увидеть в моих дальнейших работах. Ваша обратная связь действительно важна для меня. Она поможет делать контент еще более ценным и полезным именно для вас!
Жду ваших отзывов и пожеланий! Мне интересно знать ваше мнение. Вместе мы сможем создавать по-настоящему интересный и нужный контент. Еще раз спасибо, что читаете и смотрите мои материалы! Всего доброго!