Найти в Дзене

Как власть развращает душу: Анатоль Франс - Боги Жаждут

Моей пробой пера будет короткий обзор романа Анатоля Франса «Боги жаждут». Этот роман – художественная выдумка, автора, хотя действие происходит в Революционной Франции времен Якобинского террора, когда Революционный трибунал толпами отправлял «врагов народа» на эшафот, а Робеспьер, так рьяно уничтожавший с радикальной решимостью как ненавистных роялистов, так и собственных друзей, вроде Жозефа Фуше, этому потворствовал. Автор очень детально исследовал психологию революционеров, но старался не демонизировать (на мой взгляд, не получилось) и не возвысил их в глазах читателя, а лишь показал, что даже такие благородные люди как Жан-Поль Марат и Максимилиан Робеспьер способны стать политическими фанатиками, иррационально толпами отправляющих людей на гильотину. Прежде, чем я напишу обзор, хочу отметить, что в романе весьма приятный стиль изложения, так свойственный французским писателям. Сразу чувствуется контраст с Кафкой и вообще с немецкой литературой, XIX века, которая отличается своей

Моей пробой пера будет короткий обзор романа Анатоля Франса «Боги жаждут». Этот роман – художественная выдумка, автора, хотя действие происходит в Революционной Франции времен Якобинского террора, когда Революционный трибунал толпами отправлял «врагов народа» на эшафот, а Робеспьер, так рьяно уничтожавший с радикальной решимостью как ненавистных роялистов, так и собственных друзей, вроде Жозефа Фуше, этому потворствовал. Автор очень детально исследовал психологию революционеров, но старался не демонизировать (на мой взгляд, не получилось) и не возвысил их в глазах читателя, а лишь показал, что даже такие благородные люди как Жан-Поль Марат и Максимилиан Робеспьер способны стать политическими фанатиками, иррационально толпами отправляющих людей на гильотину.

Прежде, чем я напишу обзор, хочу отметить, что в романе весьма приятный стиль изложения, так свойственный французским писателям. Сразу чувствуется контраст с Кафкой и вообще с немецкой литературой, XIX века, которая отличается своей сухостью изложения.

Главный герой романа – Эварист Гамлен: обычный гражданин, промышляющий писанием картин. Это пламенный сторонник Робеспьера, который так помешан на Республике, что пытается даже нарисовать новые, революционные карты, где привычные всем короли и валеты заменяются свободой и равенством. Его карты, как и художества, не приносят совершенно никаких денег и не совсем понятно почему – то ли картины плохие, то ли люди не ценят. В начале романа Гамлен предстает перед читателем человеком высоких моральных качеств – мадам Гамлен, мать Эвариста, вспоминает о том, каким был он сердобольным в детстве. Его природную доброту показывает и случай, когда еще безработный Гамлен отдает свою пайку хлеба бедной гражданке Дюмонтейль, которая вместе с младенцем умирала с голоду.

Эта характеристика очень важна, поскольку создает сильный диссонанс с его поведением по мере его работы присяжным Революционного трибунала. Роман показывает, как сильно власть может развратить даже такого добросердечного человека, как главный герой.

Поначалу Гамлен старается быть объективным и тщательно исследует все дела, которые к нему попадают, ведь он осознает, что под его ответственностью жизнь возможно невиновного человека. Но в условиях Якобинского террора, где людские жизни прерываются ежедневно, он все больше пропитывается жестокостью к «врагам народа» и не сильно обращает внимание на откровенную необъективность своих суждений.

Он старается толкать идеологические речи перед присяжными, без зазрений совести отправляет на эшафот мадам Рошмор, которая и обеспечила ему эту должность. Когда к матери Гамлена приезжает сестра Жюли, которая сбежала в Лондон с роялистом-эмигрантом Фортюне де-Шассанем. Они вернулись во Францию, где ее мужа арестовали якобинцы и собираются казнить, как и любого другого роялиста. Она хочет попросить Гамлена дать оправдательный приговор любовнику, но мать предупреждает, что он ненавидит сестру и выгонит ее сразу, как увидит, но обещает упросить его оправдать подсудимого. Тем не менее, Гамлен наотрез отказывает в прощении, и мать понимает, что вырастила чудовище. Гамлен без капли сомнений казнит ненавистного Шассаня, чем вызывает смертельную ненависть Жюли, которая плюет ему в лицо.

В конце романа Гамлен становится жертвой той самой гильотины, которая «не простаивала и дня» во времена его работы. Девятого термидора II года по республиканскому календарю происходит переворот, в ходе которого объявляют вне закона Робеспьера, Кутона, Леба, Сен-Жюста и всех якобинцев, арестовывают для осуществления казни без суда и следствия. Гамлен понимает, что повторит судьбу людей, которых он бессовестно отправлял на смерть и малодушно пытается убить себя тем самым ножом, которым отрезал свой собственный ужин и отдал гражданке Дюмонтейль в начале романа.

Конец романа показывает, как извратилась душа главного героя под фанатичным влиянием революции – у него отсутствует страх смерти, он размышляет лишь о том, что предал так уважаемую им Республику. Он видел скамью, с которой, смотря в глаза, он объявил смертный приговор гражданке Рошмор, которая помогла ему стать на высокую должность, которую он отблагодарил смертью, а женщины, еще недавно матерившие роялистов, называли его кровопийцей и трусом.

Главная мысль романа заключается в том, что фанатизм в любой ипостаси губителен как для человека, который ей подвержен, так и для окружающих его людей. И неважно, что это будет: финансы, пороки или революция.