1,9K подписчиков

Свадьба и скандал. Иван Бунин и Анна Цакни

110 прочитали

К 1898 году Иван Бунин был хорошо известен читающей публике. В 1897 году издательница О.Н. Попова выпустила в свет первую книжку бунинской прозы «На край света и другие рассказы».

Иван Алексеевич, поселившись в столице, знакомится с Николаем Михайловским, Сергеем Кривенко, Антоном Чеховым, Валерием Брюсовым, Константином Бальмонтом. Но вдруг неожиданно после выхода своей первой «толстой» книжки, Бунин замолчал на целых два года. Сам он позднее так объяснял это молчание: «Чувствуя свой рост и в силу многих душевных переломов, уничтожал я тогда то немногое, что писал прозой, беспощадно; из стихов кое-что (то, что было менее интимно, преимущественно картины природы) печа­тал, довольно много перево­дил — чужое было легче передавать».

Солнечный удар

Шёл 1898 год. Двадцативосьмилетнего Бунина пригласил на свою дачу в Люстдорфе, что недалеко от Одессы, литератор Фёдоров. Однажды туда прибыли Николай Петрович Цакни и его жена Элеонора Павловна. Он был известным издателем, выпускал свою газету «Одесское обозрение». Когда-то примыкал к народовольцам, был арестован, сослан в ссылку. Но вскоре понял, что революция не его дело. Умерла жена. И в Париже, куда Николай Петрович бежал из ссылки, он познакомился с Элеонорой Павловной. Светская красавица владела не одной десятиной земли. Виноградники также приносили ей солидный доход. Элеонора Павловна, которую называли Эли, была уже в том возрасте, который именуют у нас бальзаковским.

Иван Алексеевич познакомился с четой Цакни. Элеонора Павловна была душой всяких компаний, умела очаровать своим шармом. И вскоре Бунин почувствовал на себе её взгляды, которые были красноречивее слов. Она часто стремилась увлечь Ивана Алексеевича в уединённое место, с запоем рассказывая ему о Париже, Ницце, Каннах. На прощание она пригласила Бунина к себе на дачу на 7-й станции Фонтана. И при этом шепнула ему, что будет ждать с огромным нетерпением.

Назревал новый роман в жизни писателя. Дачный. Сам Бунин через несколько лет писал, что Элеонора Павловна «была просто до неприличия влюблена в меня». Конечно, Иван Алексеевич принял приглашение и в один из дней прибыл на дачу Цакни. И здесь он встретил её — дочь Николая Петровича от первого брака Анну.

Её мать-еврейка умерла от туберкулёза. Детство девушки прошло в Париже. Она прекрасно говорила по-французски. Когда ей исполнилось семь лет, отец женился на Элеоноре Павловне. Позднее у них родился сын Юрий — сводный брат Анны Николаевны, избравший стезю юриспруденции.

Увидев девушку, Бунин был поражен её красотой, чёткими чертами лица. Она словно сошла с древнегреческой фрески.

Позднее Иван Алексеевич признался, что это был «солнечный удар». Девушке было восемнадцать. Они стали встречаться в Одессе. Бродили по городу, беседовали.

Свадьба и скандал

Однажды Николай Петрович и Иван Алексеевич возвращались с дачи. Ехали на паровичке, который в то время ходил до самой Одессы. Оба вышли покурить на площадку. Завязался непринуждённый разговор. Цакни рассказывал Бунину о своих увлечениях народовольческими идеями, об аресте и ссылке в Сибирь, о побеге в Париж, где он прозябал в нищете. О том, что было время, когда ему приходилось брать в руки метлу, тогда-то он и встретил богатую Элеонору Павловну. И вдруг Бунин сказал: «Николай Петрович, я прошу у вас руки вашей дочери». Цакни сдвинул шляпу на затылок, сделал затяжку, пустив при этом кольца дыма, и ответил влюблённому: «Да я-то тут, дорогой, при чём? Это, если не ошибаюсь, дело Анны Николаевны. А что касается меня — я ничего против не имею». Таким образом согласие будущего тестя Бунин получил.

Затем произошло объяснение и с Анной Николаевной. А вскоре о намерении Бунина стало известно и мачехе невесты. По словам Ивана Алексеевича, Элеонора Павловна — Эли — его тогда «до неприличия возненавидела».

Именно она настояла на венчании молодых. И оно состоялось 23 сентября 1898 года в церкви Сретения. Жених был нищим как церковная крыса. Словно насмехаясь над Иваном Алексеевичем, Элеонора Павловна не только оплатила венчание, купила падчерице дорогое подвенечное платье, но и наняла шикарную свадебную карету. А жених в храм пришёл… пешком. Позднее Бунин напишет, что обряд венчания его мало занимал. По его словам, когда закончилось венчание, он вместе с тестем так увлёкся разговором, что ушёл из храма. Забыл при этом о гостях, о… жене.

После венчания началась пирушка. И здесь разразился скандал, смахивающий на фарс или водевиль. Все гости расселись в квартире Николая Петровича за столы. Пили за здоровье молодых. Вино лилось рекой. Благо Элеоноре Павловне принадлежали виноградники. В один из моментов Фёдоров что-то пошептал на ухо невесте. Анна Николаевна, наклонившись, сказала Бунину: «Фёдоров считает, что ты женишься на мне из-за денег». Иван Алексеевич был взбешён. По воспоминаниям очевидцев, он напоминал Отелло. Писатель кричал и высказал всё, что думает о Фёдорове. А затем покинул гостей и закрылся у себя в комнате. Невеста рыдала. Многие уговаривали Бунина выйти из своего узилища и продолжить пиршество. Но всё напрасно. Гости стали потихоньку расходиться. Только виновник скандала Фёдоров, находясь в хорошем подпитии, вместе со своей женой Лидией улёгся в постель, предназначенную для… новобрачных. А утром наступило не только похмелье, но и заверения в полной любви друг к другу. Все просили прощения, клялись в вечной дружбе. Позднее об этом инциденте рассказала жена Фёдорова Лидия, а сам он эту сцену изложил в одном из своих произведений.

В Одессе чета Буниных задержалась недолго. Они посетили Париж, а затем жили в Петербурге и Москве. Здесь Анна Николаевна познакомилась с Чеховым, Короленко. Часто их посещал и молодой Максим Горький.

Такие разные люди

Иван был старше Анны на десять лет. Но не возраст был помехой. «Солнечный удар», полученный Буниным когда-то на даче Цакни, постепенно уходил в небытие. Они были разными людьми. Он хотел творить, хотел, чтобы окружающие, а жена и подавно, восхищались его литературным дарованием. Вскоре начались упреки Бунина, что жена неспособна разделить его интересы и идеалы, что она не умеет наладить семейный быт. А его она упрекала в чёрствости, в бездушии.

На склоне лет Анна Николаевна, когда Бунина уже не было в живых, вспоминала, что она хотела выезжать в свет, учиться вокальному пению, мечтала о сцене. «Я была слишком красивой и слишком живой. Мне нужно было как можно больше уделять ему внимания. Часто отрывала его от работы. Потихоньку копилась досада, недовольство друг другом. Ивану Алексеевичу нужна была другая жена, готовая полностью посвятить себя ему, его творчеству… А я была очень молода и хотела жить…»

Позднее некоторые знакомые писателя, да и сам Бунин, винили Элеонору Павловну, которая якобы «строила козни» чете Буниных. Сам Иван Алексеевич напишет, что особой любви к Анне он не испытывал. Но вот здесь он лгал. Лгал бессовестно: сохранилась его переписка со старшим братом Юлием Алексеевичем. В одном из своих писем Иван написал: «…Чувствую ясно, что она (Цакни. — Прим. авт.) не любит меня ни капельки, не понимает моей натуры. Так что история обыкновенная донельзя и грустная чрезвычайно для моей судьбы. Как Я ЕЁ ЛЮБЛЮ, тебе не представить. Дороже у меня нет никого».

После расставания

Бунин покинул Одессу, оставив Анну Николаевну. А она была на пятом месяце беременности. В августе 1900 года она родила сына, которого назвала в честь отца Колей. Мальчик рос не по годам смышлёным. Но 16 января 1905 года умер от менингита (по другим сведениям, — от скарлатины. — Прим. авт.). Неизвестно, видел ли своего сына Бунин. Но как утверждают очевидцы, он всегда имел при себе фотографию рано умершего ребёнка и на смертном одре, глядя на фото единственного сына, мысленно простился с ним.

Позднее Иван Алексеевич встретил ту самую «единственную и неповторимую» Веру Муромцеву. Но это не помешало ему ввести в дом и любовницу Галину Кузнецову. Эх, Иван Алексеевич...

После смерти сына Анна Николаевна пережила страшную депрессию. Но рядом с ней были самые близкие люди. Вскоре она стала выходить в свет. Молодая и красивая, Анна Николаевна во второй раз вышла замуж. Её мужем стал Александр Дерибас, потомок адмирала Иосифа Дерибаса, когда-то строившего город Одессу и порт. Александр Михайлович был человеком образованным и возглавлял научную библиотеку в Одессе. А в 1913 году, к 300-летию дома Романовых, он написал и издал книгу «Старая Одесса», которая сейчас является раритетом.

Анна Николаевна вращалась в кругу писателей, поэтов, а в библиотеке, где её муж был директором, часто собиралась интеллигенция. Споры, диспуты. Но всё рухнуло в 1937 году. Был арестован и расстрелян сын Александра Михайловича от первого брака. Сердце его не выдержало. А Анна Николаевна, по сути всеми забытая, потеряла всё: и квартиру, и друзей.

Умерла она в конце шестидесятых годов прошлого века в доме престарелых, пережив ненадолго своего первого мужа Ивана Бунина. Поэтесса Лилия Ишуткина посвятила ей стихотворение, где есть такие строки:

Прошла молчаливой тенью

Сквозь время своё

и пространство.

Осталось намёков

сплетенье

И фактов сухих

постоянство…

Образ Анны Николаевны Цакни Бунин увековечил в своём бессмертном произведении — автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» (за который получил Нобелевскую премию).