Регулировочный бытовой автотрансформатор АРБ-400 производства предприятия "Эльво" выпускался в СССР в конце 1980-х годов. Устройство массой чуть менее 3 кг, и с максимальной выходной мощностью 400 Ватт, предназначено для ручной компенсации пониженного или повышенного напряжения бытовой электрической сети переменного тока 220 вольт (по новым стандартам это напряжение в норме 230 В). Вследствие простоты и высокой надёжности конструкции автотрансформатора АРБ-400, дожить ему до наших времён в целости и сохранности, при условии грамотной эксплуатации и отсутствия перегрузок, перегрева и падений в прошлой жизни, не представляет особого труда. Самое главное достоинство автотрансформатора АРБ-400 - он не вносит каких-либо искажений в форму синусоиды напряжения переменного тока. Это обеспечивает ему возможность работы абсолютно с любой нагрузкой, рассчитанной на подключение к электрической бытовой сети переменного тока. Начиная от импульсных источников питания современных устройств, и заканчивая холодильниками, любыми электродвигателями и трансформаторными блоками питания. При условии, что мощность нагрузки в любых режимах работы не превышает значения 400 ватт.
Следует отметить, что автотрансформатор АРБ-400 не предназначен для коррекции быстрых скачков напряжения сети переменного тока вниз или вверх. Их он отслеживать не умеет. Помимо прочего, автотрансформатор АРБ-400 в ходе эксплуатации требует начальной квалификации и адекватности пользователя. Если в ходе использования бездумно крутить его регулятор выходного напряжения в разные стороны, можно легко получить на выходе напряжение переменного тока свыше 300 вольт. Что способно вывести из строя подключенные к его выходу электрические устройства. Также при физическом размещении следует оберегать устройство от доступа малолетних детей, которые играючи могут крутануть его регулировочную ручку.
Внешний вид устройства с пока ещё родными советским сетевым кабелем и сетевой вилкой, а также с родными тусклыми светодиодами:
Сверху корпуса расположились крупная пластмассовая ручка регулятора выходного напряжения, а также два светодиода индикации. Левый светодиод светится при пониженном напряжении на выходе автотрансформатора, правый будет светиться при повышенном напряжении на его выходе. В норме ручку регулятора следует установить в положение, когда оба светодиода потухнут. В таком случае, независимо от входного напряжения, на выходе автотрансформатора, а значит и на подключенной к нему нагрузке, будут требуемые 220 вольт напряжения переменного тока.
Корпус со всех сторон имеет вентиляционные прорези, закрывать которые нельзя. Вид устройства сбоку представлен на нижней фотографии:
Сзади корпуса расположилась выходная сетевая розетка советского стандарта под "тонкие" сетевые штырьки:
Открутив винт крышки розетки, можно при необходимости подогнуть её внутренние контакты. Если они стали слишком свободными для штырьков ответной сетевой вилки. Также появляется доступ к защитному плавкому предохранителю. Номинал которого должен быть рассчитан минимум на проходную мощность 400 Вт (ток около 2 ампер). В данном случае установлен плавкий предохранитель на 3,15 ампера:
На нижней стенке корпуса можно рассмотреть и год выпуска устройства. Это 1988 год, при этом розничная цена устройства на то время составляла вполне скромные 16 руб. 50 коп. советских денег. Также на дне корпуса в углублениях расположились 4 крепящих половинки довольно толстых винта (шурупы). Здесь имеются и отлитые на днище 4 незатейливые пластмассовые ножки. Всё просто и практично, вид автотрансформатора снизу:
Измеренная масса девайса составила 2,86 кг:
Теперь такой момент, как экономичность работы устройства. Иными словами, сколько исправный автотрансформатор АРБ-400 потребляет от электрической сети ватт в холостом режиме работы. И этот показатель у него просто отличный. В среднем положении регулировочной ручки, когда на выходе автотрансформатора около 220 вольт, он потребляет от сети всего чуть более 3 ватт мощности. Конкретно по данным показаний цифрового ваттметра, через который в данный момент был включен автотрансформатор, это потребляемая им самим от сети мощность 3,2 Вт:
Напряжение на выходе автотрансформатора при этом составило 221 вольт, а его работа сопровождается слабо различимым вблизи гудением:
При крайнем левом положении регулировочной ручки (поворот до упора против часовой стрелки) показатель потребляемой им мощности дополнительно уменьшается до 1,7 Вт, а сам трансформатор становится абсолютно бесшумным:
Напряжение на выходе автотрансформатора при этом составило минимально достижимые 173 вольта:
При крайнем правом положении регулировочной ручки (поворот до упора по часовой стрелке) показатель потребляемой им мощности в режиме холостого хода вырос до 26,1 Вт, при этом трансформатор заметно загудел:
Напряжение на выходе автотрансформатора при этом составило максимально возможные 306 вольт, что является высоким и опасным для большинства подключаемых к нему потребителей значением:
В настоящее время на практике автотрансформатор АРБ-400 может пригодиться в случаях длительных посадок напряжения электрической сети. Например, в нашей местности нередко случаются длительные, нередко многодневные просадки сетевого напряжения со стандартных 220 (230) вольт до значения 195 - 200 вольт. При этом ряд бытовых приборов при пониженном напряжении электрической сети работают неважно. Например, это паяльник советского производства с маркированной мощностью 65 ватт:
В реальных условиях он потребляет от сети 220 В мощность около 55 Вт:
При снижении напряжения в электрической сети до 197 В наш паяльник уже имеет мощность 44,8 Вт. И при таком рабочем напряжении он ничего толком не паяет, энергии разогрева его жала буквально не хватает для внятного расплавления свинцово-оловянного припоя:
А если при помощи автотрансформатора довести напряжение на паяльнике до 243 вольт, то температура нагрева его жала заметна возрастает. И паяльник начинает отлично паять в том числе теплоёмкие предметы, например, толстые медные провода. Мощность паяльника при подаваемых на него 243 В напряжения составила 67,8 Вт:
Теперь разбираем автотрансформатор АРБ-400, и смотрим на его внутреннее устройство:
Печатная плата управления индикацией была доработана ранее. Доработка заключалась в проверке исправности компонентов, замене пары советских электролитических конденсаторов на современные импортные, а также выставления нужного порога свечения светодиодов двумя подстроечными резисторами:
Сами светодиоды были заменены на современные яркие LED нужного диаметра и цвета свечения. Следует отметить, что примерно с 1989 года производитель изменил схему этой платы, а также упростил её крепление. И она стала выглядеть следующим образом (фото не наше):
Под пластмассовой рукояткой автотрансформатора расположился крутильный механизм регулятора. В данном случае вследствие хронического перегрева латунная полоска, на котором расположен крутящийся на собственной металлической оси угольный ролик контактного механизма, выплавился из пластмассового держателя. После чего сместился вбок почти на 90 градусов. Причина его перегрева - ещё до этого по всей видимости отпаялась заводская пайка оси ролика, после чего нарушенный контакт в этом месте вызвал сильный нагрев детали. В момент появления неисправности автотрансформатор работал с нагрузкой мощностью около 300 Вт, а начавшая плавиться пластмасса крепления латунного держателя вызвала запах "горелым" изнутри устройства:
Угольный ролик с латунным держателем сняты с оси:
С целью ремонта узла латунная пластина держателя угольного ролика была вплавлена на место, а металлическая ось угольного ролика тщательно припаяна к латунной пластине-держателю. Витки обмотки трансформатора в месте контакта с бегающим по ним угольным роликом были слегка зачищены нежной наждачной шкуркой, после чего протёрты от загрязнений смоченной в органическом растворителе тряпочкой. Подводящий к ролику провод был заново зачищен и перепаян, также на ось угольного ролика капнули пару капель машинного масла:
Далее ось пластмассового держателя и нижний край пластмассовой ручки регулятора по периметру для лучшего скольжения были смазаны тонким слоем смазки "Литол-24":
После обратной сборки автотрансформатора АРБ-400 данное устройство с помощью мультиметра, работающего в режиме вольтметра переменного тока, было проверено на правильные индикацию и общее функционирование. После технического обслуживания ручка регулятора стала вращаться мягко и без заедания, регулировка выходного напряжения при этом осуществляется плавно и без скачков. Перед сборкой корпуса автотрансформатора следует проконтролировать правильное хождение угольного ролика по кругу регулировки. А также обеспечить нужный прижим угольного ролика к виткам трансформатора с помощью пружинящего латунного держателя. При вращении ручки регулятора угольный ролик должен свободно крутиться, и нигде не должен заедать.