Готовимся к ОГЭ. Задание 2. Подлежащее.

803 прочитали
На первый взгляд может показаться, что подлежащее не должно вызывать у девятиклассников трудностей, однако в заданиях ОГЭ есть свои капканы.

На первый взгляд может показаться, что подлежащее не должно вызывать у девятиклассников трудностей, однако в заданиях ОГЭ есть свои капканы.

Теория

Подлежащее — главный член предложения, называющий предмет речи, о котором говорится в предложении, и отвечающий на вопросы именительного падежа: кто?, что?

  1. Способы выражения подлежащего одним словом:
  • Имя существительное

Деревья стояли неподвижно, опустив белые ветви.

  • Имя числительное

Двадцать делится на два.

  • Личное местоимение

Мы пошли в поход.

  • Инфинитив

Учиться — открывать для себя новые возможности.

  • Другие части речи в значении существительного

Провожающие покинули зал ожидания.

2. Способы выражения подлежащих сочетанием слов

  • Слово в Им.п. + предлог С + слово в Тв.п., если сказуемое стоит во множественном числе

Мы с Ваней шли (мн. ч.) по лесной дороге.

Но:

Женщина с дочкой на руках вышла (ед. ч.) из вагона.

  • Слово с количественным значением (числит., сущ., наречие, местоимение) + сущ. в Род.п.

Прошло три года.

Куча вещей скопилась в доме.

Прошло много лет.

Несколько проектов завершено.

  • Слово в Им. п. + предлог ИЗ + слово в Род. п.

Любой из них мог это сделать.

Трое из выпускников получили медали.

  • Неопределённое местоимение + прилагательное

Что-то чёрное зашевелилось в кустах.

  • Фразеологизм

Бить баклуши стыдно.

  • Словосочетание с метафорическим значением

Вдали виднеются пики гор.

Лапы елей загораживали нам дорогу.

Трудности, которые испытывают ученики

1. Неумение находить подлежащие, выраженные указательными, относительными и определительными местоимениями.

Подлежащее может быть выражено местоимением. В русском языке 9 разрядов местоимений, и в роли подлежащего могут выступать не только личные (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они), но и местоимения других разрядов:

  • указательные: это, то, тот, та, те (Это произошло в прошлом году);
  • определительные: все (Все разошлись по комнатам);
  • относительные (союзные слова в сложноподчинённом предложении): который, кто, что (Мы вышли к озеру, которое находилось посреди леса).

Например

(1) В истории человечества есть две формы коммуникации: устная и письменная. (2) Сегодня с появлением Интернета, новой сферы общения, можно утверждать, что появился некий промежуточный тип коммуникации, который в каком-то смысле является письменным (визуальным), а в каком-то – устным. (3) По способу восприятия это, без сомнения, визуальная речь, то есть воспринимаемая глазами. (4) К тому же мы можем делать длительные паузы в процессе интернет-разговора, что недопустимо во время устной беседы, так как «живой» диалог предполагает мгновенные реплики. (5) Итак, технически это письменная речь, а вот с точки зрения структуры используемого в Интернете языка, безусловно, устная.

Выделенные местоимения который, что, это являются подлежащими.

2. Неумение находить подлежащие, выраженные сочетаниями слов.

Надо предложить девятиклассникам запомнить конструкции:

  • (кто? что?) + из + (кого? чего?)
  • (кто? что?) + с + (кем? чем?)
  • (сколько?) + (кого? чего?)
  • кто-то, что-то + (какой?)

3. Неумение отличать нечленимые сочетания с метафорическим значением от обычных словосочетаний.

Можно учить различать такие подлежащие в сравнении друг с другом.

Например

  • Обычное сочетание слов.

Лапы зверей мощные и сильные.

Пики солдат были направлены на противника.

  • Сочетание с метафорическим (переносным) значением.

Лапы елей загораживали нам дорогу.

Вдали виднелись пики гор.

4. Неумение различать подлежащее и дополнение, выраженное существительным в винительном падеже.

  • Можно учить ребят искать грамматическую основу не с подлежащего, а со сказуемого, а затем находить слово, к которому от него можно поставить вопрос (обязательно двойной) кто?, что? Если слово отвечает на вопрос кого? что?, то это дополнение.
  • Также важно заострять внимание учеников на том, что подлежащее - это, как правило, деятель (то или тот, кто или что совершает действие).
  • Для отработки лучше давать такие предложения, в которых есть и подлежащее, и дополнение в винительном падеже или вообще нет подлежащего, а есть только дополнение винительном падеже.
  • Кстати, иногда существительное в винительном падеже входит в состав сказуемого, выраженного неделимым сочетанием: играть роль, иметь значение, принимать участие, дать возможность и др. Об этом тоже следует предупредить учеников.

Например

Высокая температура (подлежащее) пламени даёт возможность (часть сказуемого) атомам перескакивать на некоторое время в более высокие энергетические состояния (косвенное дополнение), а потом излучать свет (прямое дополнение) определённой частоты.

Резина (подлежащее), из которой делают шарики (прямое дополнение), состоит из длинных нитевидных молекул, переплетённых в многослойную сетку.

5. Выделение личных местоимений в косвенных падежах в качестве подлежащего в безличных предложениях.

Важно приучить девятиклассников обязательно ставить вопрос к подлежащему. Если слово не отвечает на вопросы именительного падежа, то оно не является подлежащим.

Например

Мне (кому?, дополнение) стало холодно.

От жары меня (кого?, дополнение) разморило.

6. «Потеря» одного или нескольких однородных подлежащих, в том числе в предложениях с обобщающим словом.

Необходимо заострить внимание учащихся на том, что в предложении могут быть однородные подлежащие, поэтому, если они нашли одно слово, отвечающее на вопрос кто? или что?, следует проверить, нет ли у него однородных.

Например

[Залежи нефти и природного газа на дне Каспийского моря, в Мексиканском заливе и в Северном море, россыпи руд марганца, меди и фосфатов в Тихом океане — всё это обнаружено в таких количествах], (которые не идут в сравнение с минеральными богатствами суши многих стран мира).

Для подготовки к заданию 2 ОГЭ можно использовать наше новое пособие.

Пособие для подготовки к заданию 2 посвящёно синтаксическому анализу (грамматическая основа) и соответствует изменениям 2023/24 года. 54 страницы.

Пособие состоит из нескольких разделов:

1) Теория по темам «Подлежащее. Способы выражения подлежащих», «Простое глагольное сказуемое», «Составное глагольное сказуемое», «Составное именное сказуемое», «Синтаксическая роль инфинитива». Теория представлена в удобной форме в виде коротких правил и таблиц. Ко всем теоретическим положениями даны примеры.

2) Задания из «Открытого банка заданий» ФИПИ:

· задания на основе предложений (32 предложения);

· задания на основе текстов (12 текстов).

3) Задания на основе авторских текстов (30 текстов).

4) Ответы ко всем заданиями с разборами и пояснениями.

За основу этой книги взяты материалы из нашего пособия прошлого года, которые были переработаны, существенно дополнены и изменены в соответствии с новой моделью ОГЭ.

Новое пособие могут использовать учителя, репетиторы, ученики для подготовки к заданию 2 ОГЭ.

Материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская", в группе ВК и на сайте.