17 ноября 2009 года Постановлением Правительства Москвы от № 1268-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии» (далее – Постановление) была введена мера социальной поддержки в виде региональной социальной доплаты к пенсии как неработающему пенсионеру.
В настоящий момент указанное выше Постановление действует в редакции Постановления Правительства Москвы от 19.10.2022 г. № 2276-ПП.
Этим же Постановлением утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии (далее – Порядок).
В соответствии с положениями п. 5(1), 5(1)1 Порядка «право на получение региональной социальной доплаты имеют неработающие пенсионеры, зарегистрированные в городе Москве по месту жительства на день обращения за назначением региональной социальной доплаты, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины городского социального стандарта, при условии регистрации пенсионера в городе Москве по месту жительства не менее 10 лет в общей сложности, включая время проживания на присоединенной к городу Москве территории».
К неработающим пенсионерам, согласно Федеральному закону № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» относятся «пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом, а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет».
Согласно абз. 1, 2 п. 13 Порядка региональная социальная доплата назначается в заявительном порядке на основании подаваемого в соответствии с настоящим Порядком заявления о назначении региональной социальной доплаты.
Подача заявлений о назначении региональной социальной доплаты и их рассмотрение осуществляются в соответствии с Правилами обращения за региональной социальной доплатой к пенсии до городского социального стандарта и порядком рассмотрения заявлений о назначении региональной социальной доплаты к пенсии до городского социального стандарта (далее – Правила).
Как следует из положений п. 1.2. Правил для назначения региональной социальной доплаты необходимо подать заявление по форме, утвержденной Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы, размещённой на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
«В заявлении о назначении региональной социальной доплаты заявитель дает согласие на проверку сведений, указанных в заявлении, и обязуется своевременно в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, сообщать в управление социальной защиты населения города Москвы (далее – УСЗН города Москвы), выплачивающее региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты» (п. 2.2. Правил).
Согласно пп. д) п. 33 Порядка «право на получение региональной социальной доплаты утрачивается в случае выезда пенсионера на постоянное проживание за пределы Российской Федерации (независимо от факта снятия с регистрационного учета в городе Москве по месту жительства) – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило данное обстоятельство».
«При поступлении сведений, свидетельствующих об утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения города Москвы приостанавливает ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты. В случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается» (п. 35 Порядка).
Таким образом, в случае выезда пенсионера на постоянное проживание за пределы Российской Федерации выплата региональной социальной доплаты прекращается.
Согласно п. 41 Порядка «Пенсионер обязан в письменной форме информировать управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств».
В силу п. 42 Порядка «назначения и выплаты региональной социальной доплаты в случаях, если представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в пункте 41 Порядка, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты, излишне выплаченные суммы возмещаются в следующем порядке:
а) на основании решения управления социальной защиты населения города Москвы об ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20% причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты;
б) пенсионером в добровольном порядке (в объемах и в сроки, согласованные с управлением социальной защиты населения города Москвы);
в) на основании решения суда о возмещении переполученных сумм».
Также согласно п. 45 Порядка «переплата средств, возникшая в результате утраты пенсионером в определенные периоды права на получение региональной социальной доплаты, рассчитывается за эти периоды и подлежит возмещению».
Таким образом, УСЗН предоставлено право как на удержание, так и на взыскание излишне выплаченных сумм в случае установления факта получения социальной доплаты при условии выезда на постоянное место жительства.
Однако, ключевой вопрос в том, какое обстоятельство возможно считать фактом выезда на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, т.к. указанные выше Порядок и Правила таких понятий не раскрывают.
Более того, п. 41 Порядка свидетельствует о декларативном характере получения УСЗН сведений, а п. 35 не раскрывает, какие именно сведения могут свидетельствовать об утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты.
Само по себе понятие выезд на постоянное место жительства за пределы РФ ни в одном нормативном документе не закреплено.
Согласно положениям ст. 6 Гражданского кодекса РФ в случае, если гражданские правоотношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
В данном случае сходные отношения регулируются статьёй 27 Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно положениям которой «Пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о выезде на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации путем подачи соответствующего заявления не ранее чем за один месяц до даты выезда.
На основании заявления лица, выехавшего на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, а также документов, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, сумма назначенной ему страховой пенсии выплачивается на территории Российской Федерации в рублях по доверенности или путем зачисления на его счет в кредитной организации».
При этом, указанный закон не раскрывает само понятие выезд на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.
Порядок выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, установлен Постановлением Правительства РФ от 17.12.2014 № 1386 (далее Положение № 1386).
При этом, в пункт 4 указанного Положения № 1386 были внесены изменения, согласно которым исключена необходимость представления справки, подтверждающей постоянное место жительства гражданина за пределами Российской Федерации, с указанием даты переезда, в том числе из одного иностранного государства в другое, выдаваемой дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации.
Тем самым, в целях осуществления пенсионного обеспечения факт выезда гражданина на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации по общему правилу в силу статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» подтверждается (декларируется) соответствующим заявлением гражданина (пенсионера).
Данная позиция также подтверждена Информационным письмом ПФ РФ от 24.12.2020 г. «Пенсионное обеспечение лиц, проживающих за границей».
Также схожие правоотношения регулирует законодательство, предусматривающее право граждан на получение мер государственной поддержки семьи (материнский капитал). Так, согласно п. 7 Приказа Минтруда России от 24.03.2020 № 149н в ред. от 26.02.2021 г. «Об утверждении Правил подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала и перечня документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала» «заявители, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории Российской Федерации и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства (пребывания) на территории Российской Федерации, подают заявление непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации».
Как мы видим, исходя из буквального толкования указанные выше нормы закона не предусматривают необходимость предоставления документов, подтверждающих факт выезда на постоянное место жительства за пределы территории РФ.
Действительно, ранее п. 4 Положения № 1386 действительно предусматривал необходимость предоставления справки подтверждающей постоянное место жительства за пределами Российской Федерации, выданной дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ.
Однако, как уже указывалось выше, данный документ был упразднён.
Также необходимо отметить, что факт получения гражданства или подданства иностранного государства или вида на жительства в иностранном государстве, или даже отказ от гражданства РФ также сам по себе не может свидетельствовать о выезде пенсионера на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 05.07.2010 № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» (в ред. от 11.06.2021 г.) «в целях обеспечения прав, интересов и безопасности граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа, консульское учреждение ведет их учет в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел».
Порядок ведения консульского учета установлен Приказом МИД РФ № 15114 от 17.08.2011 г. «Об утверждении Правил ведения дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации учета граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации».
В силу п. 2 Правил «дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации ведут учет граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории соответствующего консульского округа (далее - гражданин), в целях обеспечения их прав, интересов и безопасности».
Согласно п. 4 указанных Правил «постановка на учет осуществляется на основании заявления о постановке на учет, поданного гражданином в отношении себя или иных граждан, законным представителем которых он является».
По требованию гражданина или его законного представителя консульское должностное лицо бесплатно выдает справку о постановке на учет либо о снятии с учета, составленную в произвольной форме (п. 7 Правил).
При этом, механизм взаимодействия между УСЗН и консульскими учреждениями РФ, как, например, с ПФР, отсутствует, следовательно, без непосредственного участия пенсионера такая справка получена быть не может.
Таким образом, единственным основанием для утраты права на получение региональной социальной доплаты по пп. д) п. 33 Порядка (в случае выезда на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации) является заявление самого гражданина о том, что он выехал на постоянное место жительства в другую страну, а подтверждением такого выезда может являться выданная гражданину справка о постановке на консульский учёт.
Следовательно, даже при постоянном проживании на территории другой страны право на региональную надбавку не утрачивается, если гражданин не подавал заявление в консульский орган о том, что он выехал на постоянное место жительства за пределы РФ.