Сегодня, 10 ноября, в «Восточном клубе» («Шәрык клубы») состоится творческий вечер композитора, пианиста, лауреата всероссийских и международных конкурсов Алсу Сунгатуллиной. Основой сочинений яркой представительницы казанской композиторской школы стала традиционная татарская музыка в уникальном творческом видении, поиски синтеза со звучанием современной классики. О творческих планах музыкант рассказала корреспонденту «Реального времени».
«Учись у мальчишек — у них логическое мышление»
Алсу Сунгатуллина родом из Казани. Музыкой начала заниматься в 5 лет, хотя в семье не было профессиональных музыкантов, родители — инженеры. Первые шаги на пути к карьере сделала в 5-й музыкальной школе имени Шаляпина. Профессиональное направление выбрала благодаря своим первым преподавателям, признается композитор:
— Сначала музыкой увлеклась моя сестра. Глядя на нее, и я стала просить родителей отдать меня учиться игре на фортепиано. Уже тогда я хотела в чем-то себя проявить. Родители рассказывают, что я очень сильно просилась в музыкальную школу, возмущалась: «Чем я хуже?!», требовала: «И меня возьмите в музыкальную школу!».
Два года училась в подгруппе, до 7 лет знакомилась с азами музыки, осваивала инструмент. «У нас дома по радио всегда звучала музыка. Я очень это хорошо помню. Благодаря радио я начала знакомиться с творчеством татарских композиторов. В юном возрасте я еще не знала их поименно, просто воспринимала как красивую музыку. Только потом узнала, кто это, как их зовут, впоследствии с кем-то из них мне удалось познакомиться и пообщаться лично».
Педагог по фортепиано в третьем-четвертом классе предложил Алсу пойти учиться в спецшколу для одаренных детей при консерватории. Там она начала серьезно заниматься композицией.
«Мой преподаватель в спецшколе всегда говорил: «Учись у мальчишек. У них логическое мышление».
Самыми яркими впечатлениями за годы учебы стали первые конкурсы, рассказывает Алсу:
«В наше время конкурсов было не так много. Это сейчас они часто имеют фестивальную направленность — в них много номинаций, все могут участвовать, для этого просто нужно заплатить вступительный взнос. В наше время был один серьезный конкурс в году, и все школы готовились к участию в нем, был жесткий отбор. Помню большой конкурс в Нижнем Новгороде, затем в Санкт Петербурге. Там было много участников, но мы смогли победить и стали лауреатами. Для школы это оказалось таким важным событием, что пригласили кого-то из журналистов. Тогда это было большой редкостью. Помню, я смотрела в камеру и ничего не могла сказать, не произнесла ни одного внятного слова. Зато со мной был еще один победитель, Юра Федоров, известный сейчас аранжировщик. Очень хорошо помню, как он браво говорил».
После школы училась в консерватории и получила два образования — окончила фортепианный факультет и магистратуру по профилю «композиция».
«У культуры высокая планка»
С 2017 года Алсу Сунгатуллина является членом Союзов композиторов России и Татарстана. «Признаюсь, я стремилась в Союз композиторов. Классическая музыка — отдельная ниша академического направления. Это не поп-музыка, не шоу-бизнес — это все-таки культура. Нас так воспитывали, что у культуры высокая планка. Законы шоу-бизнеса другие. Культура же влияет на эпохи, на цивилизации. Она должна быть, на мой взгляд, вне каких-либо событий, вне политики».
Сейчас композитор пишет много произведений для детей, которые в дальнейшем используются на занятиях в музыкальных школах и на конкурсах. Есть печатные варианты нот. Кроме того, в журнале «Магариф» печатают ноты детских песен и маршей для детей, где появляются и произведения, сочиненные Алсу Сунгатуллиной.
— Нет отлаженного механизма, чтобы твое произведение ушло в народ. Это всегда дело случая, удача. Сейчас меня уже знают как композитора детской музыки, приглашают участвовать в разных проектах. С изданием произведений помогает Союз композиторов, от его имени печатают сборники, где собраны произведения многих композиторов. Последний мой сборник вышел не так давно по личной инициативе родственников Джавата Тарджеманова. Они сами вышли на меня и предложили написать музыку на слова поэта.
Как рассказала преподаватель музыкальной школы имени Энвера Бакирова, недавно в учреждении открыли композиторский класс. Сейчас на факультатив «Юные композиторята» ходят 14 человек.
«Нужно чаще транслировать классическую музыку по радио и ТВ»
Алсу Сунгатуллина рассказала и о планах на будущее. Намерена заняться написанием не только классических произведений, но и качественных эстрадных песен:
— В эстраде хочется соответствовать высокой планке Резеды Ахияровой. «Зэнгэр томан», «Суюмбикэ» — эти песни я слышала в детстве. Они восхитительны. Я в себе пока еще не открыла эту нишу, но мне хотелось бы. Композитор должен уметь писать здорово и не банально хорошую эстрадную песню. Сейчас мы пробуем, создаем их. Я сотрудничаю с Амиром Ахмадишиным, Дилярой Набиуллиной. Пока это концертное исполнение моих песен, но надеемся появятся аранжировка и запись.
По мнению композитора, сейчас мы наблюдаем огромную пропасть между поп-музыкой, которая активно транслируется по радио и ТВ, и татарской классической музыкой.
— В первую очередь мне кажется, что для успеха классической татарской музыки не хватает трансляций, и тем самым ее популяризации. Сегодня, если ты хочешь услышать классическую татарскую музыку, ты не сможешь сделать это легко и просто, ее придется искать. Было бы здорово, если бы на радио и ТВ звучала музыка татарстанских композиторов, люди бы их знали, люди бы их слышали, впитывали бы эту музыку, среду. Это бы воспитывало и музыкальный вкус. Но ведь мы можем работать на одну общую идею. Наши миссии одни и те же — сохранить национальную музыку.
«Нет единого центра для татарских композиторов»
Сейчас все, что связано с татарской классической музыкой, создается энтузиастами. Мероприятия становятся разовыми акциями, посетовала музыкант, напомнив об идее создания в Казани музыкального театра.
— Идея музыкального театра давно витает в воздухе. Было бы хорошо, если бы появилось такое место, объединяющее музыкантов. И не менее важно, чтобы не просто заработал музыкальный театр, а чтобы здесь создали возможность сотрудничества для всех музыкантов, чтобы театр был доступен и открыт.
Алсу Сунгатуллина озвучила еще одну трудность для молодых композиторов — это совместная работа с республиканскими оркестрами:
— Было бы здорово, будь у нас доступный оркестр, потому что профессиональные оркестры исполняют нашу музыку совсем не так часто. Знаю, что за рубежом есть такая традиция или, может, даже правило — оркестры регулярно в обязательном порядке отдают сколько-то процентов своей программы музыке своих национальных композиторов, своих современников. Это хорошо и для композиторов — это стимул. И оркестрам плюс, потому что они играют что-то новое. Получается отличный тандем. Нам его очень не хватает.
«Легенда о чак-чаке»
Алсу Сунгатуллина рассказала и о других творческих планах. Как оказалось, у музыканта есть большое желание написать свое большое сценическое произведение и найти возможность его поставить.
— Я мечтаю написать балет. Хотя понимаю, что его очень сложно поставить. Площадок для этого, кроме театра оперы и балета имени М. Джалиля в Казани нет. У меня возникла идея национального балета под рабочим названием «Легенда о чак-чаке». Об этом национальном блюде можно говорить не только как о лакомстве, но также и с определенной философией. Скрепленные зернышки чак-чака говорят о духе народа, о труде. Это можно сказать не только в сказке и легенде, но и показать символику. Через свет и любовь донести посыл людям, рассказать о том, о чем мы в повседневности забываем. Найти в нем философский смысл.
Мы хотим показать, что классическая татарская музыка доступная и живая. Это не запыленный музейный экспонат. Мы хотим, чтобы люди ее узнали, услышали, полюбили, открыли мир звуков, заинтересовались татарской культурой, она очень многогранна.
Сегодня в «Восточном клубе»/«Шәрык клубы» (ул. Татарстан, 8) состоится творческий вечер композитора Алсу Сунгатуллиной. Начало концерта в 18:00, вход свободный.
Спасибо за внимание!
БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ И СВЕЖИХ НОВОСТЕЙ НА КАНАЛЕ "Реального времени"
Еще материалы на канале: Оскар Юнусов, группа Gauga: «Мы словно немного прорубили лес, чтобы и остальным было место, куда шагнуть»