Найти в Дзене

Ребенок будет жить с тем, с кем скажет в суде или почему мнение ребенка при разрешении споров о его месте жительства является решающим?

Оглавление

Неважно кто вы – мама или папа. Вашего ребенка второй родитель от вас изолировал и у вас нет никакой возможности с ним общаться. Вы можете сколько угодно раз привлечь второго родителя к административной ответственности, принести постановления об этом в суд и просить суд изменить место жительства ребенка. Ведь суд должен как-то отреагировать на столь вопиющие нарушения прав ребенка. Но ваш ребенок приходит в суд, рассказывает что хочет жить только с тем/той, с кем уже живет и не имеет никакого желания с вами даже разговаривать…И суд вам отказывает в изменении места жительства.

картинка из интернета
картинка из интернета

История 1.

Дмитрий (имена изменены) не может общаться с сыном уже 5 лет. За 5 лет он многократно пытался договориться о мире с бывшей супругой Ириной. Когда не получилось – обратился в суд, который определил ему порядок общения. Затем к приставам. Приставы и КДН неоднократно привлекали мать ребенка к ответственности за чинение препятствий. Но ситуация не менялась. Каждую вторую субботу, когда Дмитрий приезжал к сыну, он сталкивался с одним и тем же: «Убирайся, я не хочу к тебе», - агрессивно кричал ему некогда любящий его мальчик под одобрительные ухмылки матери.

Дмитрий пошел в суд и попросил изменить место жительства сына, определив его с ним. В обосновании указал, что Ирина чинит ему препятствия, настроила сына против него, в качестве доказательств приложил 15 постановления о привлечении матери к ответственности. Судебная экспертиза в ведущей организации страны подтвердила, что мать ребенка индуцирует.

картинка из интернета
картинка из интернета

Ребенок, которому успело исполниться 10 лет, пришел в суд и уверенно заявил, что жить он будет только с мамой.

Суд оставил требование Дмитрия об изменении места жительства без удовлетворения.

История 2.

До 9 лет ребенка Алина (имя изменено) воспитывала дочь одна. Отец изредка перечислял деньги на ее содержание, а в 9 лет дочери объявился и постепенно забирать дочь в гости и однажды они даже ездили вместе на море. Алина не препятствовала и радовалась – это же хорошо, что отец вспомнил, что он отец.

А когда Алине исполнилось 10 лет, папа не вернул ее с новогодних каникул, заявив, что девочка хочет остаться жить у него. Сам ребенок резко изменился по отношению к маме, разговаривать с ней отказывался, на звонки не отвечала. Алина неоднократно приезжала по адресу, где теперь жила ее дочь. Но девочка наотрез отказывалась даже выходить к ней.

картинка из интернета
картинка из интернета

Алина пошла в суд. Она была уверена, что суд встанет на ее сторону. Ведь именно она все годы занималась ребенком единолично – у нее были всевозможные справки и характеристики об этом. Отец девочки заявил встречный иск.

Девочка же пришла в суд и рассказала о том, что жить она хочет только с папой, а с мамой не желает даже общаться. И далее, к ужасу Алины, последовали истории о том, что «не любила, орала, била, не помогала».

Судебная экспертиза установила -девочка вовлечена в конфликт родителей и транслирует позицию своего окружения в отношении матери.

Суд удовлетворил встречный иск Игоря и определил место жительства ребенка с отцом.

По закону

Ребенок, достигший 10-ти летнего возраста опрашивается в суде и его мнение учитывают. На это прямо указывает норма Семейного кодекса. А для родителей это часто становится шоком и неожиданностью.

Согласно ст. 12 Конвенции о правах ребенка ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, должно быть обеспечено право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.

С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган в порядке, предусмотренном процессуальными нормами законодательства.

Несовершеннолетние дети, достигшие возраста десяти лет, опрашиваются также непосредственно судом в судебном заседании. Такой опрос производится в присутствии педагога

-4

Как указано в ст. 57 СК РФ, ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Что такое «интересы» на практике?

Суд и родители понимают это принципиально по разному. Если для родителя интересы ребенка это про правильную школу, хорошее питание, режим и отсутствие гаджетов, то для суда вполне достаточно что с тем родителем, с кем ребенок хочет жить этому ребенку не угрожает прямая опасность здоровью и жизни.

Если родитель не привлекался за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, не ограничен и не лишен родительских прав, имеет даже минимальный доход и по месту проживания имеются хоть какие-то условия (есть где спать, где делать уроки и где кушать), и ребенок хочет жить именно с ним – значит это в интересах ребенка.

Доводы о том, что этот родитель препятствует второму в общении с ребенком, а это не в интересах ребенка – суды, как правило, не принимают во внимание в делах по детям такого возраста.

И даже то, что установила судебная экспертиза в расчет часто не берется. Индуцирование так индуцирование, считает суд. Это же не что-то опасное для здоровья и жизни. А потому какой-то ярко выраженной угрозы ребенку не несет.

-5

Поэтому протоколы и постановления Дмитрия были оставлены без внимания. А доводы Алины о том, что она всю жизнь единолично заботилась о дочери – отвергнуты как несостоятельные. Сейчас то папа заботится. А семейные отношения, как известно, длящиеся.

И всего лишь в единичных историях я видела как суды принимали другие решения.