Юная шахматистка. (рассказ)
И надо ж такому случиться, что Верке пришлось защищать честь класс по шахматам в школе.
Однажды, после уроков, Татьяна Николаевна (классная дама 2-го «А» класса) объявила: - Дети, через две недели состоится школьная олимпиада по шахматам. Кто желает участвовать в олимпиаде от нашего класса?
- Верка! - выкрикнул Колька.
- Чего это - я-то?- удивилась Верка. - Я в шахматы и играть-то не умею.
- Ты сама хвастала, что твой дед играет в шахматы и ты с ним.
- Я не хвастала, - запротестовала девочка.
- Хвастала – хвастала, - не унимался Колька.- Ты, даже говорила, что там есть конь. Я просил тебя показать коня. А ты сказала, что дед не даст его вынести на улицу.
- Хорошо, - остановила их перепалку Татьяна Николаевна и обратилась к классу:- Дети, кто ещё умеет играть в шахматы? - Но все молчали. Тогда она обратилась к Верке: – Ты знаешь все фигуры в шахматах, Верочка?
- Да, там есть Король, Королева, Кони, Слоны, Ладьи,- с живостью констатировала девочка, радуясь тому, что только она что-то знает про шахматы. И добавила:- А ещё есть много пешек. Это королевские солдаты.
- Вот, Верочка, ты всё знаешь о шахматах. Да ещё и дедушка у тебя играет. Значит, он тебя потренирует, - Сделала вывод Татьяна Николаевна. - Ведь, надо же кому-то защищать честь класса.
- Татьяна Николаевна, - захныкала Верка, - я не умею играть в шахматы.
- Верочка, - Татьяна Николаевна подошла к её парте, положила ей руку на плечо. - Ты очень умная девочка и смышленая. Впереди целых две недели. Вот и учись. Выиграешь олимпиаду, поставлю по математике отличную отметку.
- А если проиграю? - уныло спросила она.
- Двойку получишь! - выкрикнул Колька весело.
- Проигрывать нельзя, Верочка. Ты, ведь, не хочешь, чтобы наш класс был на последнем месте?
- Нет, не хочу, - уныло согласилась Вера.
- Вот и хорошо, - закончила разговор Татьяна Николаевна
Домой она летела пулей. И сразу с порога закричала: - Дедуль, учи меня играть в шахматы.
- Верочка, что случилось? - не поняла бабушка. – Сначала переоденься, умойся и покушай.
- Некогда мне, бабуль. Я буду по шахматам защищать честь класса в школе, так сказала Татьяна Николаевна.
- А что, других кандидатов кроме тебя, Верочка, защищать честь класса не нашлось? – спросил дед, улыбаясь, войдя на кухню и усаживаясь к столу.
- Нет,- угрюмо ответила девочка.
- А ты, Верочка, объяснила учительнице, что не умеешь играть в шахматы?- продолжал дед.
- Я говорила, но она сказала, что ты меня должен тренировать, чтобы я выиграла,- стала оправдываться девочка.- У нас в классе даже никто не знает, как называются фигуры. А я знаю.
- Ну, коли знаешь название фигур, то это уже много.- резюмировал дед.- Считай, что ты уже победительница.
- Ты скажи, дедуль, будешь меня учить играть или нет?- сердито спросила Верка.
- Дедушка, ну что ты, как малое дитя, дразнишь ребёнка,- вступилась за внучку бабушка, заметив, что её любимица вот-вот расплачется.- Раз учительница поручила нашей девочке защищать честь класса, значит, верит в неё. И ты поможешь Верочке освоить эту игру.
- А я и не отказываюсь помочь. Только давайте сначала пообедаем. На голодный желудок правила игры плохо воспринимаются. - Улыбнулся мужчина.
Девочка быстро расправилась с обедом и уселась в зале за стол, ожидая деда. А дед, неспеша, с шахматами в руках подошёл к столу, сел напротив внучки и сказал серьёзно:
- Расставляй фигуры на доске, юная шахматистка.
- Я забыла, которые короли, а которые королевы,- призналась после некоторого молчания Вера.
- Ничего страшного. Во-первых, королев в шахматах нет. Есть Ферзи. У них на макушке кружки. Запоминай – короли самые высокие фигуры на доске. У них шапочка конусом. Запомнила?-
Верка кивнула.- Вот и хорошо. А теперь называй имена всех фигур и рассказывай, как они ходят.
С этим заданием она справилась быстро, потому что часто наблюдала, как дед с отцом играли в шахматы.
- Какая ты шустрая у меня, внученька,- удивился дед.- Когда изучила ходы-то?
- Когда вы играете с папой, я всё смотрела и смотрела. Вот и запомнила.
- Ну, молодец, Верунчик. – Дед погладил девочку по головке и сказал уверенно – Быть тебе чемпионкой. – После этих его слов девочка вся зарделась и смущённо заулыбалась.
- Скажешь тоже, дедуль. Я, ведь, ещё ни разу ни с кем не играла в шахматы.
- Это дело поправимое. Надо когда-то начинать играть. Теперь будем играть каждый день. Наконец-то у меня будет напарник в шахматах. Готова?
- Готова!
- Всё, что я буду говорить тебе и показывать, запоминай. А что не поймёшь, спрашивай сразу. Договорились?
- Договорились.
- А теперь давай пожмём друг другу руки.
- Зачем? – не поняла Вера.
- Такое приветствие у шахматистов. И только после этого начинается игра. Первыми ходят всегда белые. Делай ход.
- Как? – спросила девочка.
- Есть такие правила, чтобы победить, надо постараться занять центральные поля – е4 и д4 у белых, е5 и д5 у чёрных. Ходи, внученька, смелее.- Улыбнулся дед.
Верка пошла е2 на е4, дед сделал ответный ход на е5 и игра началась. После двух ходов она задумалась.
- Чего долго думаешь? Сейчас выводи лёгкие фигуры.- сказал дед.
- Это какие?
- Лёгкие фигуры это – конь и слон. Если слоном пойдёшь, то на поле с4.
- А почему на это поле?
- Потому что так будешь угрожать чёрному королю. И если потом поставишь ферзя на поле f3, то уже следующим ходом чёрные получают детский мат.- И мужчина показал ей эту комбинацию. Они проиграли её ещё несколько раз и за белых, и за чёрных, а потом дед научил внучку, как самой не попасть под этот детский мат. Девочке так понравилось играть в шахматы, что она даже не заметила, как пролетел целый час.
- Как дела у нашей юной шахматистки?- спросила бабушка у мужчины.- Ведь, наверное, уже Верочка устала?
- Нет, бабуль, я не устала. Дедуль, давай ещё играть.
- Нет, внученька, сейчас садись за уроки.
- А потом поиграем?
- Поиграем, если всё выучишь, что задано.- Мужчина, улыбаясь, обнял девочку и сказал, обращаясь к женщине:- Очень смышлёная у нас внучка. Быстро поняла, что к чему. Я даже не ожидал такого результата.
Верка быстро сделала все письменные уроки.
- Дедуль, - крикнула девочка из своей комнаты через некоторое время,- я все письменные уроки сделала.
- А устные?
- Можно я потом их сделаю.
- Нет, внученька, выучи, что тебе задано. А то мама и папа после работы придут, узнают, что ты не все уроки сделала, расстроятся.
- Ну ладно, - согласилась девочка и открыла учебник по чтению. Верка была старательной девочкой. В школу всегда приходила с выученными уроками. И в её дневнике кроме пятёрок и четвёрок других отметок не было. Вот и сейчас она добросовестно выучила стихотворение об осени, прочитала про семью в учебнике по Ознакомлении с окружающим миром.
- Бабуль, проверь меня. Я всё выучила.- попросила она пожилую женщину и, когда та подошла к ней и села рядом, Верка прочитала ей стихотворение, потом ответила на вопросы, которые были под стихами.
- Молодец, внученька,- похвалила внучку бабушка и поцеловала в затылок.- Очень выразительно читаешь стихи. Теперь можешь погулять на улице.
- Нет, бабуль, мы с дедулей сейчас будем играть в шахматы.
- Ну, это твоё решение, внученька. Иди к дедушке. Дедушка, - позвала она. - Верочка готова сразиться с тобой в шахматы. Уроки она выучила на отлично.
- Вот и молодец, внученька, - улыбаясь сказал мужчина, заходя в комнату к девочке, и выкладывая шахматы на стол. Верка хотела расставить фигуры на доске по местам, но дед остановил её.
- Не расставляй пока.
- Почему, дедуль?
- Сейчас мы с тобой будем выполнять шахматные упражнения.
- А что и в шахматах есть упражнения?- удивилась девочка.
- А как же. Во всех играть они есть. Вот смотри, если конь стоит в углу, сколько вариантов хода у него?
- Два.
- Это много или мало?
- Наверно, мало.
- Хорошо. А если конь стоит в центре, сколько у него вариантов для ходьбы?
Девочка задумалась и стала пробовать ходить конём с поля е4, потом с поля с3, д5
- Восемь вариантов, дедуль, - воскликнула она радостно.- А вот с полей g3, g6, b3, b6 – только шесть вариантов.
- Молодец, Верочка. А теперь проверь, сколько вариантов ходов у Слона, если он стоит в углу, а сколько, когда он в центре.
- Дедуль, если Слон в углу, то у него только 7 вариантов хода, а если в центре на d4, d5, e4, e5 –то у него 13 ходов.
- А почему, если Слон в углу, то меньше ходов?
- Так, ведь, только одно у него направление, вот- вперёд и всё. А когда в центре, то в четыре стороны.
- Молодец, внученька, хорошо мыслишь. Вот поэтому и нужно стараться занимать центральные поля и пешками, и фигурами, чтобы не пускать противника вперёд. Поняла? – Девочка кивнула. - А теперь займёмся упражнениями.
Верка добросовестно тренировалась игре в шахматы с дедом. К концу второй недели ежедневных тренировок она уже знала, как можно поставить «детский» мат и «дурацкий», как ставится «мат Легаля», и что такое «троянский конь». Иногда мужчина позволял ей выигрывать у него. И тогда Вера очень радовалась.
Наконец настал день соревнований. Это был первый день осенних каникул. С ней на соревнования пошёл и дедушка.
Сначала всех пригласили в школьный зал. Там судья соревнований (учитель физкультуры) поздравил всех ребят с началом каникул и с первым соревнованием по шахматам. Рассказал о правилах соревнований. Сказал, что соревнования проходят по трём номинациям: начальная школа, средняя и старшеклассники. Пожелал всем удачи, и все разошлись по своим классам.
Вера прижалась к дедушке и прошептала:
- Дедуль, я боюсь.
- Ты играй смелее, - напутствовал он её .- Уверенность – главная черта победы.
- Так здесь всё мальчики.
- Ну и что,- успокоил её мужчина. – Вот и докажи, что девочки играют нисколько не хуже мальчиков. Тем более, что ты уже играешь довольно хорошо.
Все участники младшей подгруппы зашли в класс и расселись по партам. Дедушка Верки сел в классе за учительский стол, чтобы лучше наблюдать за игрой внучки и других ребят. В первой начальной группе было всего шесть ребят. Мальчишки, посмеиваясь, смотрели на Веру, но она не обращала на них внимания. Конечно, она очень волновалась, но играла уверенно, как учил её дед, и выиграла все партии. Потом опять все собрались в зале. Когда Верку объявили победительницей среди учеников начальной школы, то она не сразу и поверила. Ей вручили грамоту победителя и шоколадку. А Татьяна Николаевна обняла её и назвала умницей. А потом поздравила её дедушку. Домой Верка не шла, а летела. Ей очень хотелось похвастаться, что она победительница в шахматных соревнованиях.
- Не беги, Верунчик, я не успеваю за тобой, такая ты быстрая,- засмеялся дед.
- Я хочу бабушку, маму и папу порадовать, показать грамоту и угостить их шоколадкой.
Дома девочку встретили аплодисментами.
- А вы зачем хлопаете?
- Девочка моя,- подошла к ней мама,- Мы поздравляем тебя с победой на соревнованиях.
- А вы откуда знаете?- удивилась девочка.
- Мы просто догадались по твоим глазкам.
- Да?- снова удивилась она и подала маме грамоту.
Вся семья склонилась над грамотой, пока Верка раздевалась. Мама вслух читала:- Награждается Смирнова Вера – победитель школьных шахматных соревнований среди учащихся начальной школы.
- Все приглашаются к столу,- торжественно произнесла бабушка:- на праздничный ужин в честь нашей юной шахматистки – победительницы.
Папа поднял её на руки и усадил рядом. Мама села с другой стороны от неё и всё целовала и обнимала, называя умницей. Дедушка сел напротив и всё улыбался, а бабушка подкладывала ей разные вкусности. На середине стола красовался большой яркий торт со свечкой, которую предложили девочке задуть. Папа встал и сказал:
- Здесь одна свеча, доченька. Она символизирует твою первую победу. Задуй её, чтобы в дальнейшем у тебя было много таких побед. – Потом он разлил сок всем по бокалам и продолжил:- Сегодня мы поздравляем тебя с твоей первой шахматной победой и желаем дальнейших успехов и в шахматах, и в учёбе.
Все начали чокаться бокалами, и Верке очень нравился этот звон. Она улыбалась во весь рот, не совсем понимая происходящее, но радовалась, что и папа с мамой, и дедушка с бабушкой поздравляют её и называют умницей. И что завтра они всей семьёй поедут на экскурсию в Ярославский зоопарк. Так сказал дедушка. С чувством большого счастья и непонятной пока ей
радости, она с улыбкой усыпала в своей кровати под мерное тиканье настенных часов.
1