Найти в Дзене
Культура Урала

Пианистка Екатерина Мечетина о том, как сыграть семь концертов за три дня и попасть в спектакль с Вячеславом Бутусовым

Оглавление

Екатерина Мечетина – российская пианистка, заслуженная артистка России, солистка Московской филармонии.

Мы пообщались с артисткой во время ее приезда в Екатеринбург на фестиваль «Безумные дни». В интервью «Культуре Урала» она рассказывает о сумасшедшем графике выступлений, студенческом фестивале «Musica Integral», где вместе на одной сцене выступают профессионалы и любители, и совместном проекте с Вячеславом Бутусовым.

О выступлении на «Безумных днях» и исполнительских рекордах

Когда я увидела график (выступлений на фестивале – прим. ред.), что у меня будет семь концертов за три дня, я, конечно, подумала – запишу себе как рекорд.

У меня в жизни был случай, когда мне приходилось трижды выходить на сцену в течение одного дня. Мне было 11 лет, я участвовала в Фестивале советского искусства в США в 1989 году. Тогда это было очень тяжело.

Но ведь не только фестивалем «Безумные дни» обрисовывается мой текущий график. Я прилетела в Екатеринбург утром накануне фестиваля, не заходя домой, перед этим у меня был концерт, закрытие сезона Московской филармонии, еще за сутки – закрытие сезона с оркестром Санкт-Петербургской филармонии. Еще за два дня до этого на финале конкурса композиторов имени Сергея Рахманинова я иллюстрировала сочинения современного автора, и, кстати, получила специальный приз как лучший исполнитель. После фестиваля надо будет, конечно, пару дней отоспаться. Потом поставить финальную точку в этом сезоне и все, отключить телефон, закрыть крышку инструмента и перезаряжаться. Отдохнуть с месяц, не меньше.

О музыкальном фестивале «Musica integral»

-2

Я очень люблю эту идею, когда музыку играют студенты абсолютно немузыкальных специальностей. Это могут быть физики, математики, врачи, журналисты, молодые дипломаты. Объединяет их то, что прежде, чем профессионально определиться, они учились музыке в музыкальных школах, а некоторые даже в училищах. И вот не захотели все это забывать, как страшный сон, а наоборот, продолжают играть на своих инструментах и даже сочинять музыку. Конечно, пандемия сделала нам недоброе дело, у нас были сложные годы, но я надеюсь, что после этого мы восстановимся. За время существования фестиваля уже сменились студенческие поколения, те, кто его начинал, сегодня обзавелись своими детьми. Поэтому мы с удовольствием ждем новых энтузиастов, новых студентов.

Я бы очень хотела, чтобы это движение ширилось и процветало. Был такой случай: утреннее шоу, радио «Орфей». Участники фестиваля в прямом эфире исполняют музыку своего же коллеги-композитора, который, на самом деле, имеет совсем другую специальность – он в этот момент выполняет нейрохирургическую операцию. Вот такие вещи меня совершенно сводят с ума. И я очень хочу, чтобы этот фестиваль и это движение жили.

В фестивале участвуют и студенты профессиональных музыкальных учебных заведений. Мы собираем оркестр, а он никак не может состоять из одних любителей, они бы не справились. Поэтому к каждому любителю у нас обязательно присоединяется кто-то вроде куратора – его сверстник-профессионал, и учит, ставит штрихи и так далее. Что можно посоветовать, чтобы к нам присоединиться? В соцсетях легко найти кого-то из своего города, кто причастен к этому движению, кого-то из наших главных организаторов, или написать мне, если совсем ничего не получится. Я отвечу.

Об отношении профессионалов к фестивалю любителей

Отлично относятся. Это, в принципе то, ради чего мы все выходим на сцену. Мы же не играем сами для себя – профессионалы для профессионалов. Мы всегда рассчитываем, что в зале есть хоть кто-то, кто впервые в жизни оказался на концерте классической музыки. Для меня это самые драгоценные слушатели. Моя задача как исполнителя сделать так, чтобы после окончания концерта человек сказал себе, а еще приятнее, если он скажет это исполнителю: «Как я рад, что наконец попал на такой концерт. Я не знал до сих пор, как это здорово. Я обязательно приду еще».

О музыкальной «МАТРИЦЕ» России

-3

Я думаю, что Россия, конечно же, страна хоровая. Культурологически и исторически так сложилось, что хоровое пение, пришедшее еще из православной культуры, нашему человеку очень понятно. Самый простой пример: культура пения за столом. Но, к сожалению, настала эпоха звукозаписи и люди немножко отклонились от линии домашнего музицирования. И все же, идет желание самому себе сыграть что-то дома.

О всеобщем музыкальном образовании

Игра на музыкальном инструменте – это очень благородное увлечение, благотворно влияющее на мозг. Поэтому я всегда ратую за то, что все немного должны поучиться музыке, хотя бы на уровне музыкальной школы. Это очень здорово влияет на человека, так же, как по-своему благотворно влияет и математика. Развитие мелкой моторики, плюс эмоциональная составляющая. Это эмоциональный мир, которого очень часто ребенку и подростку не хватает в обычной школе.

Музыка, конечно, самый загадочный вид искусства, в этом параметре он даже не сравним с литературой. Литература говорит с нами на конкретном языке. А музыка использует абстрактные понятия, их каждый может трактовать как ему угодно. И, в то же время, есть эмоции, которые можно выразить исключительно музыкальными средствами и, наверное, никакие слова не поднимут так высоко, как это может сделать музыка.

О работе на радио «Орфей»

-4

Это самое неожиданное, что со мной случилось. Началось это в 2020 году, сделано было три сезона, два из них назывались «Дневник пианистки», а третий, более объемный по хронометражу – «Музыкальная азбука». Мне хотелось рассказать слушателям о самых базовых понятиях в музыке: что такое аккорд, мелодия, ритм, гармония, электронные или духовые музыкальные инструменты. Сезон состоял из 31 выпуска, но редакция радиостанции решила, что формат для их сетки вещания чуть-чуть длинноват. Выложили программы в интернет, где они имели большой успех, но приняли решение вернуться к формату «Дневника пианистки», то есть что-то вроде звукового блога. Мне поначалу казалось – кому может быть интересна моя сиюминутная повседневная жизнь, которая иногда напоминает день сурка? Поэтому я сначала хотела рассказывать о чем-то общем для всех музыкантов, но редакция сказала: «Нет, самое интересное – именно повседневность. Причем, она необязательно должна быть связана с музыкой». Сейчас вот я переключаюсь в новый формат, в новый сезон. Потом мы его озвучим, он пойдет в эфир.

О концерте-спектакле «Пробужденная радость»

В Екатеринбург со спектаклем мы не приезжали, его показали два раза в Москве и по одному разу в Санкт-Петербурге и Новокузнецке. Это достаточно многолюдный спектакль, в нем участвует детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга. И заняты два актера – Вячеслав Бутусов и я. Хор – это человек 30 минимум, дирижер хора и все техники. Это достаточно затратная, но очень добрая и светлая история, исключительно про любовь, на материале хорошо всем известных песен Вячеслава Бутусова. Настолько известных, что я их знаю с самого детства.

И надо отдать дань поэту Илье Кормильцеву, потому что тексты в этих песнях прекрасны. У меня от некоторых строк регулярно по спине бегают мурашки. Даже несмотря на то, что я сижу за инструментом, и у меня есть на что обратить внимание. Но вот в песне «Прогулки по воде» это происходит из раза в раз, ничего с этим поделать не могу. И песни приобрели новое звучание, стали чем-то похожи на романсы для голоса с фортепиано.

Беседовала Ирина Киселева. Фото: Свердловская Филармония.