Найти тему
Деньги 24

Сезон распродаж. Насколько честными бывают скидки?

Кошельки на изготовку. Завтра - всемирный день шопинга! Ну то есть как, лет 30 назад 11 ноября было неофициальным Днём Холостяков в Китае. Но с 2009 года, усилиями маркетологов эта дата преобразилась и стала символом скидок и распродаж.

-2

А еще через пару недель будет черная пятница. Ещё один день когда, опять же, по традиции торговые центры, магазины и маркетплейсы зазывают нас невероятными скидками в 70, а то и в 90 процентов. И каждый год тысячи москвичей задают себе одни и те же вопросы: правдивы ли эти скидки? Стоит ли покупать именно сегодня? И как не потратить все деньги на совершенно не нужные вещи? Давайте попробуем разобраться в этом вместе.

Для начала поймем, насколько глубока кроличья нора. Как показало исследование Рамблер, почти треть москвичей планирует участвовать в предстоящих распродажах.

-3

И большая часть - 40 процентов - закладывают на эти траты от 3 до 10 тысяч рублей. Каждый пятый собирается купить товаров на 10-20 тысяч рублей. 12 процентов респондентов отложили на распродажи до 50 тысяч, и ещё примерно столько же - намерены превысить эту сумму.

Распродажи для москвичей - это возможность закупиться новогодними подарками для семьи, друзей и близких. Ну и порадовать себя любимого. При этом, что забавно, нельзя сказать что этот “подарочный набор” как-то сильно меняется с годами.

Чаще всего на таких вот распродажах москвичи приобретают одежду и обувь. Что, в целом, логично - зима на дворе. Второе место удерживает косметика и парфюмерия. Причем женщины, как правило, предпочитают закупаться сразу вдолгую - чтобы до 8 марта хватило. Также в тренде товары для дома, товары для детей и бытовая техника. А вот смартфоны, что удивительно, ажиотажным спросом на распродажах не пользуются.

Возможно, потому, что москвичи в этих делах поднаторели. По данным опроса superjob.ru, только каждый десятый верит в то, что во время распродаж происходит честное снижение цен на товары. И действительно - как показало исследование проекта Hi-Tech Mail.ru, почти 75% российских магазинов не снижают, а наоборот, искусственно завышают цены перед распродажами. Вот вам мой конкретный пример.

-4

На одном сиреневом маркетплейсе месяц назад я приметил себе зимнюю курточку. Примерно за 20 000 рублей. И вот открываю я их приложение вчера вечером, и вижу, что на эту куртку скидка! Причем 50%! Вот только стоит она уже 30 000. А рядом перечеркнутая “старая цена” - мифическим образом возникшие 52 000 рублей.

-5
-6

Уловка старая как мир. Но кто-то наверняка на неё поведётся. Поэтому давайте рассуждать логически. Мало кто захочет продать вам востребованный товар дешевле себестоимости. Отсюда первое правило распродаж: честная скидка - большой не бывает.

-7

Иван Остапенко, главный редактор Hi-tech Mail.ru:

Минимальные скидки ну наверное можно ожидать на гаджеты и косметику которую только что завезли и представили. Максимальные на одежду и например детские товары, товары для спорта, которые не пользуются спросом. Реальный размер скидки — это 5-10%. Чаще всего большие скидки именно на те товары, которые никто не покупает уже много месяцев или лет. Таким образом продавец хочет сбросить лишний товар со склада, освободить место под новый завоз.

Распознать неликвидный или залежалый товар можно не только по размеру скидки, но и по другим уловкам. К примеру - многие онлайн-магазины любят запустить таймер, мол, смотрите, как мало у вас времени на покупку. Или указать “остался последний товар” - а ты пойди проверь, так это или нет. Ну или просто искусственно растянуть сроки распродажи. Условно - у нас черная пятница продлится весь ноябрь.

Ещё одна популярная уловка на распродажах - когда вместо скидки обещают некий кешбэк баллами. Типа “купи ноутбук за 100 000, вернём 50 000 баллами”. Тут сразу два нюанса. Во-первых, с большой долей вероятности это означает, что ценник на товар изначально завышен. А во-вторых, баллы эти потом можно потратить только в этом магазине или на сайте, и часто только на определённые товары. Тем самым клиент попадает в кабалу. Если баллы не тратить, то они сгорят. А если тратить - есть риск закупиться кучей ненужного барахла по, опять же, завышенным ценам.

Ну а как не стать жертвой этого безжалостного маркетинга? Во-первых, заранее начинаем отслеживать товар, который хотим купить. Желательно на разных сайтах и за пару месяцев до старта распродаж.

Во-вторых, холодная голова. Если видим скидку в 30-50% или даже 70 %, задаёмся вопросом - почему она такая? Может вещь с дефектом или вообще подделка? И потом ещё спрашиваем себя - а эта вещь точно мне нужна? В общем, во время распродаж держите себя в руках. И не скатывайтесь в потреблудие! Да, такой термин тоже существует.