Я Нури, живу и работаю в Китае. Сейчас тружусь в сфере логистики и доставки товаров в Россию/Казахстан.
Вы узнаете о рисках серой доставки из Китая, способах их минимизации и почему российские предприниматели выбирают карго, а не "белую" доставку.
Карго доставкой пользуются многие селлеры с Wildberries и OZON (80% наших клиентов пользуются белой и серой доставкой одновременно), а также многие предприниматели со своими магазинами в России.
Еще расскажу, почему мы, как и многие склады в Китае, отправляют только карго. И что будет, если Россия или Казахстан прикроют карго маршруты (спойлер: все китайские товары станут дороже в магазинах).
Поясню для читателей, которые не в теме, что такое серая доставка (карго).
Карго — доставка сборных грузов из Китая в Россию с растаможкой груза в Казахстане на подставную фирму. Оплата за наличные (с карты на карту), легитимных документов на товар нет, расчет стоимости доставки за килограмм, платить пошлины не нужно.
Серая доставка (карго) — это всегда риски
№1 — Деньги перевели, товара нет и денег тоже. Выкупить товар у поставщика напрямую сложно, так как продавцы в Китае (фабрики, торговые компании) готовы принимать оплату только с внутренних китайских счетов. При небольшом опте (до 1000 шт) продавец не будет разбираться с вопросом приема денег от иностранца. Если речь о крупных регулярных оптовых закупках, то владелец фабрики обдумывает этот вопрос.
Популярные варианты оплаты такие:
- Банковский перевод логистической компании (с карты на карту или с карты на р/с), чтобы она выкупила товар. Так как все платежи в Китай из-за границы должны быть в долларах, то селлеры теряет деньги на разнице курсов доллара (в ЦБ РФ и Китае разный курс доллара) и платит за банковскую операцию. Это осложняется тем, что многие крупные банки РФ попали под санкции США. Если делаете перевод со своего расчетного счета, то для отчетности придется везти товар в белую (официально). Другие способы: криптовалюта USDT, сервис «Золотая Корона».
- Перевод через обменник (менялу). Находите в WeChat, Telegram или еще где-то человека, который готов принять у вас рубли/доллары наличными (с карты на карту) и перевести доллары/юани в Китай со своего китайского счета.
- Найти способ пополнить свой AliPay в Китае (например: открыть счет в Казахстане/Кыргызстане).
В чем риск? Их два.
- Все операции на доверии. Ничто не мешает логистической компании исчезнуть с вашими деньгами. Обычное мошенничество всегда возможно, поэтому надо смотреть, что представляет собой карго, сколько работает на рынке, искать отзывы, проверять регистрацию компании, общаться с людьми, которым вы доверяете свои деньги.
- Возможная блокировка счета получателя при оплате через посредника (менялу). Грязные деньги приходят поставщику товара и его счет блокируют власти Китая. При этом возможна полная конфискация. И даже если ваш посредник перевел чистые деньги, счет могут заблокировать из-за другого (не вашего) перевода.
№2 — Карго не выполняет обязательства по проверке товара, возврату брака. Вам говорят, что платите 5% и мы сделаем все проверки на складе. По факту проверка товара может не проводиться и придет товар с браком или не тот цвет/размер.
Почему не выполняют обязательства?
Просто складу за это не заплатили. Очень часто проценты за выкуп и все услуги берут посредники между покупателем и складом логистики. Нередко маленькие карго (2-3 сотрудника) перекидывают заказ на более крупный. Они не могут обработать 200 кг груза и передают этот заказ на партнерский склад (все хотят свой процент, поэтому денег на проверку нет).
В результате вы получаете товар в России и обнаруживаете 10% брака, который уже не вернуть.
№3 — Товар со склад карго ушел, до России/Казахстана не доехал или опоздал на 2 месяца.
Надо сделать пояснение. 99% логистических компаний не возят грузы, в России, наверное, также. У них нет грузовых автомобилей и маршрутов. Все работают через 2-3 перевозчиков по проработанным годами маршрутам. Мы возим через Казахстан, кто-то везет через Узбекистан или Монголию. Были даже маршруты через Беларусь.
Получается такая схема. Логисты готовят грузы к перевозке (выкуп, приемка, проверка, консолидация, упаковка), передают перевозчику, который и везет товары.
Перевозчик набирает грузы у нескольких карго сразу, поэтому стоимость перевозки зависит от объема и веса (плотности) груза, а также категории груза. Чем больше ваш груз занимает места в грузовике, тем выше цена его перевозки за кг. Запомните, что в одном грузовике может ехать груз от разных карго.
Какие есть риски связанные с перевозкой груза карго:
- Повреждение груза. Если не упаковать груз надежно, то высок риск повредить его во время доставки и перегрузки. Бой груза при карго — большая проблема. Бьют груз при перегрузке из одной машины в другую (коробки будут кидать, швырять и не беречь). Именно поэтому так важно обращаться в карго, где надежно упаковывают товары, максимально защищая груз от повреждений.
- Срыв сроков поставки. В идеальных условиях на дорогах и границе до Казахстана грузовик едет 12 дней, до Москвы 14-16 дней. Для сравнения, белая доставка и доставка с Алиэкспресс до РФ занимает 45-60 дней. Причины задержек: очереди на границе, погодные условия (ливни, оползни, камнепады), отпуска/праздники, увольнение начальника таможни за коррупцию (не пропускают грузовики), поломка грузовика, задержки в Казахстане при перегрузке товаров в другой грузовик, который тоже может не приехать вовремя. Для селлеров срыв сроков поставки грозит проседанием карточки на маркетплейсе из-за отсутствия товара на складе…
- Груз потеряют (украдут). Обычно такое происходит в Казахстане на этапе перегрузки груза из грузовика из Китая в грузовик до России (но могут и на границе коробочку взять). Чаще всего груз именно теряют, а когда находят, то крадут. Очень редко получается разобраться в ситуации и вернуть груз владельцу. В 2000-х такое происходило часто, сейчас все реже и реже, так как вести бизнес цивилизованно стало выгоднее, чем что-то украсть и потерять доверие логистов.
- Товар задержат/конфискуют на границе. С вашим товаром может быть все ок, но в кузове много грузов от разных карго. Что если какая-то карго решит везти товар двойного назначения или что-то незаконное? Что если карго повезет категорию «одежда» (дороже) под видом «хозтоваров» (дешевле)? Поясню. Некоторые карго, чтобы привлечь клиентов, предлагают дешевую перевозку. У одной карго цена 4$ за 1 кг одежды, а другое карго предлагает отвезти за 2.7$ за 1 кг! Вот это цена! Но, как такое возможно, ведь тариф на перевозку устанавливает ПЕРЕВОЗЧИК, а не ЛОГИСТ? А просто логист говорит перевозчику, что везет «хозтовары», а не «одежду». Если обман вскроют на границе или при перегрузке, то будут проблемы. Задерживают не одну коробку, а весь грузовик!
- Конфискация в грузовом хабе Люблино или Южные ворота в Москве. Мы не знаем с чем это связано, по переодически на границе и в грузовых хабах Москвы проводятся проверки с конфискациями. Как нам рассказывают, приезжают представители власти (полиция, ОМОН), штрафуют, изымают, конфисковывают грузы и уезжают. Вроде как это делают для галочки и ради политических действий. Кто-то где-то не поделился с чиновником. Мы в Китае можем что-то не понимать и не сильно знаем об этом, так что лучше вы расскажите :).
- Штрафы маркетплейсов, понижение рейтинга, блокировки аккаунтов за отсутствие сертификатов и деклараций. Это уже следующие риски. Очень многие предприниматели покупают нелегитимные сертификаты/декларации и отказные письма. Работают по ним. Так как покупатель товара не увидит разницы между легитимным документов и подделкой, а маркетплейс на это закрывает глаза, чтобы зарабатывать проценты с продавцов.
Как снизить риски?
- Брать расширенную страховку у проверенного карго. Страховой фонд формирует сам карго (нет какого-то банка или страховой компании). Чем крупнее карго, больше клиентов и денег, тем надежнее страховочный фонд. Страховка возможна только на утерю/пропажу товара и не работает на повреждение при доставке! Например, вы отравляете оборудование (категория “Хозтовары”) весом 500 кг в 10 коробках! Заявленная стоимость вашего товара $ 10 000, это получается: 10000 ÷ 500 = $ 20 — стоимость одного кг груза.Вы платите 2% за страховку, получается $200 за страховку. Во время доставки пропало 2 коробки (100 кг!). Компенсация $20 * 100 кг = $2000. Если не брать страховку с добавленной стоимостью, то компенсация будет такой: $5 * 100 кг = $500.
- Возить в «белую». Тогда вы получите безопасные переводы на р/с, минимизируете риск боя груза, получите точные сроки поставки до дня и сможете отслеживать груз. Конечно, бывают сбои и тут, но они встречаются реже. Если сказали будет ехать груз 45 дней, то, скорее всего, так и получится. Однако нужны большие объемы и проверенный товар (выгодный). Без этого «белая» доставка нерациональна.
Почему предприниматели выбирают карго несмотря на риски?
- Не нужно платить пошлины, сборы, оформлять сертификаты и декларации на товар и разбираться во всем этом. Все равно, что купить товар за наличные на Садоводе, только чуть-чуть дешевле (больше маржа). Продавцы хотят сначала протестировать нишу, увидеть спрос, а уже потом заниматься оформлением бумаг и закупкой крупных оптовых партий в «белую».
- Скорость доставки в 3 раза быстрее! Крупным предпринимателям важны стабильные поставки, поэтом они везут в «белую». Малый бизнес не может заложить в оборот крупные средства на 2 месяца. Им нужно крутить деньги быстро, чтобы расти и развиваться.
- Все новички везут карго — выдержать конкуренцию. Пока правительство России не заставит всех возить в белую, все будут возить по серым схемам, чтобы эффективно конкурировать. Если я везу 16 дней новый товар без головной боли с документами, а вы 45 дней + оформление документов, то я буду быстрее в бизнесе, успею сделать 2 оборота и заработать больше.
Почему наша компания CE-MASTER (1688-master) возит именно карго, а не предлагает услуги «белой» доставки?
Все просто. Есть большой спрос на карго доставку. Предприниматели готовы переводить $10 000, $50 000, $100 000 наличными и работать на доверии.
Как только правительство России/Казахстана прикроет карго доставку, мы перейдем на белую доставку. Просто наймем брокера в России для оформления бумаг или разберемся с белой доставкой сами. Нам это не сложно сделать, но сейчас не имеет смысла. Зачем выходить на новое направление и конкурировать с крупными компаниями, которые таскают контейнеры уже 20+ лет?
Отмена карго для простых розничных покупателей грозит повышением цен на многие китайские товары.