Найти тему

Инструкция к Венеции. Санта Мария Глориоза дей Фрари

Санта Мария Глориоза дей Фрари (La Basílica de Santa María Gloriosa dei Frari) или Фрари, как называют ее местные.

Надгробие Тициана Весели в Санта Мария дей Фрари, Венеция
Надгробие Тициана Весели в Санта Мария дей Фрари, Венеция

Сомнительным является не только место захоронения, но и даты жизни. Например здесь, во Фрари, вы увидите табличку с датами 1490-1576.

-2

Но! Среди множества документов о жизни и деятельности Тициана (известного по имени, а не фамилии Веселио) обнаруживаются данные, что в 1576 году он умер в возрасте 103 лет! Тогда родиться он был должен в 1473. Так же имеется письмо 1571 года, когда сам Тициан писал, беспокоясь об оплате за свою работу, Филиппу II, что является стариком 95 лет. Вот и считайте. Скажу, что большинство современных искусствоведов и биографы Тициана склоняются к тому, что дата его рождения находится в этом диапазоне: 1488-1490гг. Но гипотеза, что все-таки это первая половина 80-х гг XV века, не дает нам никакой уверенности.

Так почему его надгробие здесь? Из-за нее.

Главный алтарь Базилики Санта Мария дей Фрари, Венеция
Главный алтарь Базилики Санта Мария дей Фрари, Венеция

Ассунта (Вознесение Девы Марии) 1518 г. Революционная по своей новизне, поставившая Тициана в один ряд с Рафаэлем и Микеланджело. Ее размеры 6,9×3,6 м. Эта работа сделала Тициана первым художником Венеции своего времени.

А браться за эту работу Тициан вовсе не хотел. Поскольку до нас дошла информация о его прагматичности, предположу, что мастера не устраивала цена, которую отец Джермано был готов ему заплатить. В пользу этой гипотезы и радиологический анализ, который был проведен уже в XX веке. Он показал, что вопреки манере письма Тициана, красочный слой Ассунты очень тонок. Похоже, Тициану тоже приходилось укладываться в бюджет.

Кафедра Базилики Санта Мария дей Фрари, Венеция
Кафедра Базилики Санта Мария дей Фрари, Венеция

От момента заказа до презентации алтарного образа весьма искушенной венецианской публики прошло 2 года. И празднование по случаю его освещения затмило все другие общественные события XVI века (со слов летописцев). Для венецианцев Мария изображенная так торжественно была образом победы в войне против германцев, оккупировавших в 1509 материковую часть Венеции. Отвоевать эти земли удалось только в 1516-ом году.

Внимательно рассмотрите Ассунту.

Ассунта (Вознесение Богоматери), Тициан 1516-1518гг.
Ассунта (Вознесение Богоматери), Тициан 1516-1518гг.

А теперь обратите внимание на задний план мемориала.

Могила Тициана, Базилика Санта Мария дей Фрари, Венеция
Могила Тициана, Базилика Санта Мария дей Фрари, Венеция

Да, несмотря на то, что сам Тициан хотел видеть в виде собственного надгробия свою же картину «Оплакивание креста», Конова в 1794 спроектировал и создал модель этого памятника с барельефом Ассенты. Воплотить модель в жизнь ему не удалось. Эту работу проделали Луиджи и Пьетро Дзандоменеги (1843-1852гг). Сердце же Антонио Канова захоронено тут же в Базилике Санта Мария Глориоза дей Фрари напротив Великого Тициана. Но это уже другая история.

Надгробие Антонио Канова, Базилика Санта Мария дей Фрари, Венеция
Надгробие Антонио Канова, Базилика Санта Мария дей Фрари, Венеция