Найти тему

ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Оглавление

ПЕРЕХОД К НОВОМУ ВРЕМЕНИ

Квадрат древних
Квадрат древних

1. СЕВЕР И ЮГ В ЭПОХУ РЕНЕССАНСА

На севере Европы эпоха Возрождения развивается в крупных центрах Франции, Голландии и Германии.  

На Юге Европы центр Возрождения -- Италия.

Миланский собор
Миланский собор

2. МИЛАНСКИЙ СОБОР - ЭТО НЕ ГОТИКА!

Отличие северного Возрождения от итальянского в том, что северное Возрождение основывается на Готике и на христианском мировоззрении.

Готика в Италии не получила сильное развитие такое, как в Европе.  

Рассмотрите Миланский собор, который не похож на готические, стрельчатые соборы Франции и Германии.

Сотворение Адама
Сотворение Адама

3. АДАМ И БОГ

Эпоха Возрождения в Италии основывается на том, что в центре мира стоит человек, а не бог.  

Посмотрите квадрат древних, который  рисует Леонардо да Винчи.  

Посмотрите роспись Сикстинской капеллы, где бог касается руки Адама.  

Адам воспринимает дух божий. 

Адам становится сам Богом. 

Потому что, бог передаёт ему свою частицу.  

Адам является ребёнком Бога. 

Художников Возрождение стали называть титанами.

4. НАУКА КОПАНИЯ В ЗЕМЛЕ

Италия -- родина античности. В Италии, в эпоху Возрождения зарождается наука археология.  

Выкапывание памятников, рукописей, книг, зданий, строений, скульптуры из-под земли, из подвалов, где они хранились с античности.

5. КАК НАЙТИ СЕБЕ ЖЕНУ ПОСЛЕ ПОБЕДЫ НА ВОЙНЕ

К эпохи Возрождению в Италии накапливается античное наследие.  

Начиная от руководства, как вести войну, заканчивая описанием, как найти себе жену, правильно выращивать и квасить капусту.

6. АНТИЧНОСТЬ, КАК ГЛОТОК ВОЗДУХА

Античное искусство кажется итальянцам  жизненным после средневекового застоя, когда христианство запрещает плотские утехи.  

Это -- свежий глоток воздуха.

Античность начинает потребляться в колоссальных дозах.

7. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЗУБРЕЖКА ИЛИ РИТОРИКА?

Чтобы прочитать книги античных авторов и насладиться знаниями, необходимо учиться писать и читать. 

Средневековое образование основано на запоминании наизусть огромных кусков текста из библии, не подходит для этих целей. 

В Италии развивается светское обучение. Начинают изучать правоведение, риторику. 

Вещи, которые в средневековье не нужны.

Давид
Давид

8. РАЗБОГАТЕВШИЕ РЕМЕСЛЕННИКИ

В итальянское Возрождение появляется класс зажиточных людей. Предприниматели, которые построили своё богатство на уме, смекалке и личных качествах.

Ремесленники, выросшие и разбогатевшие на своём ремесле.

Теперь они заказчики искусства. 

Ткачи Флоренции заказали скульптору статую, которая прославила их могущество. Микеланджело выполняет для них статую Давида.

Санта Мария Дель Фьюоре
Санта Мария Дель Фьюоре

9. КУПОЛ НАД ГОРОДОМ

Итальянский город  является государством.  

Если он хотел иметь для себя какую-то постройку то, как образец архитекторы берут античные постройки.  

В начале их копируют.  

Затем, находят чертежи. 

Чертежи читают,  строят по этим чертежам. Затем, архитектурные знания достигают  вершин и архитекторы выполняют уже произведение сами по себе.

Купол построен в античности. 

Во времена средневековья практически забыт.

Теперь, над флорентийским собором возводят огромный купол, как геометрическое и математическое сооружение.

10. ВЕНЕЦИЯ И ВИЗАНТИЯ

Эпоха Возрождения в Италии -- переход от феодальной раздробленности.  

Первые иконы в Италии появляются из Византии.  

Их привозят через Венецию. Венеция порт и связь с Византией.

Художественное наследие Византии переходит через средиземноморье в Италию. Итальянские художники предвозрождения начинают рисовать картины -- иконы. 

Они повторяют византийские сюжеты.

Торговая связи с Византией и Италией велики. 

Византийские художники приглашаются в города - республики и работают в качестве наёмной художественной силы.

11. ВЕНЕЦИАНСКИЕ КУПЦЫ

Венеция - это молодой город на территории Италии. 

Сначала, Венеция существовала в качестве торгового поселения.  

Мировоззренческой  силой Венеции выступало венецианское купечество.

12. ЧТО ГЛАВНОЕ В ВЕНЕЦИИ

Главная действующая сила Венеции - предприимчивые, удачливые купцы. Городская элита, которая была связана с народом. 

Представление о богатстве здесь было не земельное владение, а мешок с золотом и драгоценностями. 

Больше всего в Венеции ценились сокровища со всего света, которые были сюда привезены.

Венеция была просто наполнена под завязку этими трофеями.

Когда затевалась перестройка в Венеции собора Святого Марка, то строителей приглашали из Византии.

11. ВРЕМЯ, КОГДА ЕВРОПЫ НЕ БЫЛО

В 11 -- 12 веках не было такого понятия, как Европа.

Византия себя противопоставляла жителям европейской части.

Когда начались крестовые походы, то крестоносцы появились в Константинополе. Обратно они привозили какие-то вещи, серебро, золото, артефакты, трофеи.  

Также, они привозили в Европу из Византии технологии постройки зданий.

12. ПЛАТА ЗА ПЕРЕВОЗ

Венеция стояла на пути крестоносцев.

Им как-то нужно было попасть на Восток, в Константинополь.  

За перевозку крестоносцев в Византию, Венеция брала плату.

13. КОНСТАНТИНОПОЛЬ ПРОТИВ ЕВРОПЫ

Какая-то часть трофеев из Константинополя оседала в Венеции. 

Таким образом, христианское искусство Византии попадает в Италию и в западную Европу. 

Существовало жесткое противопоставление византийцев франкам и латинянам.

Мозаика Пантократор в церкви Чефалу, Сицилия
Мозаика Пантократор в церкви Чефалу, Сицилия

14. ВИЗАНТИЯ НА СИЦИЛИИ

На юге Италии, особенно на Сицилии, было владычество византийцев.  

Они долгое время развивали хозяйство, собственную культуру и искусство.

Построили бессмертные шедевры. 

Собор в Чефалу -- удивительный памятник мозаичного искусства, который совпадает со временем крестовых походов.

15. КРЕСТОНОСЦЫ И ВИЗАНТИЙЦЫ

Эпоха крестовых походов -- время, когда западная Европа стала производить набеги на восток. 

Это время сильного культурного воздействия Византии на страны Южной и Западной Европы.

16. "ДРЯХЛОЕ" ИСКУССТВО

Интересный факт. Итальянцы стали воспроизводить византийские традиции.  

Они называли византийские традиции "дряхлыми".  

Античные традиции, которые итальянцы выкопали на своей территории,  "дряхлыми" не считались.

17. ИСКУССТВО ДРЕВНИХ, КАК САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ЭТНОСА

Это было прежде не художественная сфера. Итальянцы хотели утвердить себя, как итальянский этнос в преимуществе к римской культуре, как продолжателей и преемники великого Рима.

18. ЧУЖДАЯ ГОТИКА ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ 

По причине того, что Италия находится в тёплом, солнечном, мягком климате, в окружении прекрасной природы. 

Суровая, северная Готика чужда менталитету итальянцев.

19. ХРИСТИАНСКИЙ ПОРЫВ ИТАЛЬЯНЦЕВ

Христианство с ограничениями, с какими-то идеями про грех, которые нужно отрабатывать на земле, про отринь всё плотское.  

Было чуждо итальянцем.  

Они считали византийские традиции для себя не преемственными.

20. ВКУСНАЯ АНТИЧНОСТЬ

Античность была им по вкусу, по характеру.

Античный Рим воспринят был полностью итальянским возрождением начиная с латинского языка и заканчивая архитектурными памятниками.

21. ЯЗЫК ПЕТРАРКИ И VULGARIS LATINA

В эпоху Возрождения начинает вкладываться итальянский язык, которые основал Петрарка в своих произведениях.

До этого итальянцы говорили на вульгарном латинском языке -- на латинском просторечье.

22. МЁРТВОЕ ИСКУССТВО ЭТРУСКОВ

На древнеримское искусство оказало большое влияние искусство этрусков. 

Этрусское искусство было натуралистическим в силу того, что этруски считали, что спасение от смерти является только материальная реальность, по крайней мере что-то подобное.

Оставить о себе память в виде материальных материальной культуры.

21. НАТУРАЛИЗМ ДРЕВНЕГО РИМА

Древний Рим был натуралистичен. 

По причине, что был языческий, а язычник видит спасение не в Христе, а в материальной культуре.

22. ВИЗАНТИЙСКИЙ ПОИСК ДУШИ

Византийская культура основывается совершенно на другом восприятии мира. 

Всё происходит через поиски души и духовного роста.

23. ВИЗАНТИЙСКИЕ ТРОФЕИ ИТАЛЬЯНЦЕВ

Итальянцы привезли трофеи из Византии. 

Они им понравились с культурные точки зрения, с эстетической, но так как мировоззренческие основы не совпадали, итальянским возрожденческим мастерам пришлось искать свои пути, свою систему средств художественного выражения, которую они провозгласили более прогрессивной.

24. ДРУЖИМ ПРОТИВ

В борьбе против засилия византийских традиций, итальянские художники начали обращаться не Готики потому, что Готика не имела никакого влияния на итальянское возрождение, а стали обращаться к Античности.

25. ИДЕОЛОГИЯ ПРЯМОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

Изобретение прямой перспективы было практическим вызовом на умирающему Второму Риму -- Константинополю. 

Против идеологии обратной перспективы, шла идеология прямой перспективы ренессансных мастеров.

26. СМЕРТЬ ВТОРОГО РИМА

Второй Рим мучительно умирал. 

Возникла идея восстановления Первого Рима, который к позднему средневековью, лежал в руинах.

Джотто
Джотто

27. МАЛЕНЬКИЙ ПАСТУХ И ВЕЛИКИЕ ФРЕСКИ

Одним из выразителей нового искусства является Джотто. 

Хотя Джотто и опирался на византийские черты, в его фресках есть отголоски средневековья и средневековой живописи, тем не менее, элементы прямой перспективы уже можно видеть в живописи Джотто.

28. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕТОД ПЕРЕДАЧИ ПРЕДМЕТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ

Более значительное место при разработке прямой перспективы, наука занимает у мастеров зрелого Возрождения архитекторы Брунеллески и Альберти, художники Паоло Учелло, Леонардо да Винчи. 

Художники разрабатывали законы перспективы и универсальный метод передачи предметов в пространстве.

29.УЧЕНИЕ КАНТА И ПРЯМАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Прямая перспектива, изобретённая художниками итальянского Возрождения, являлась оружием против обратной перспективы византийских мастеров.  

Прослеживается  мировоззренческая связка Леонардо да Винчи -- Декарт -- Кант. 

30. ДЖОТТО СЛОЖИЛ ОРУЖИЕ

Не все художники итальянского Возрождения выполняли социальный заказ на преодоление византийской традиции.

Некоторые художники, особенно в Венеции, являлись адептами византийского творчества. 

Сам Джотто, побывал в венецианской республике и умерил свою неприязнь к византийскому искусству.

31. ВОЗРОЖДАЛИ-ТО ОНИ НЕ АНТИЧНОСТЬ!

Возникновение прямой перспективы и натуралистическое изображение, как будто бы это возвращение к античности и отсюда название Возрождения.

На самом деле, это было не возвращение, а поиски нового художественного языка, который бы помог выразить и утвердить новое титаническое мировосприятие нараставшего антропоцентризма.

32. ИЗОБРАЗИМ ВИДИМЫЙ МИР

Прямая перспектива служила таким прогрессивным задачам, как приоритет мира видимого. 

В то время, как обратную перспективу византийской и русской иконописи можно назвать изображением смыслового мира.

33. НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ

В эпоху Ренессанса человек впервые начал думать о том, что он видит, это и есть настоящая картина мира. 

Это не иллюзия.

То, что он видит глазами, это и есть на самом деле реальный мир.

34. ЗРИТЕЛЬНАЯ ИЛЛЮЗИЯ

Тем не менее, прямая перспектива не изображает мир, таким как он есть на самом деле.

Изображает мир таким каким он кажется.

На самом деле, это не подлинная реальность. 

Прямая перспектива - это не подлинная реальность, а достижение зрительной иллюзии.

35. О ВКУСАХ НЕ СПОРЯТ 

Византийская культура больше всего предпочитала живопись, иконы, фрески, мозаики.

Ренессансная культура повышает интерес к искусству скульптуры.

36. РЕКОНСТРУКЦИЯ АНТИЧНОСТИ

Если мы будем рассматривать ренессансную скульптуру, мы будем говорить, это же поворот к Античности!

Это реконструкция Античности.

Внимательно посмотрите на скульптуру эпохи Возрождения.

Становится понятно коренное отличие возрожденческой скульптуры от скульптуры Античности.

Это появление психологичности.

37. АНТИЧНЫЙ ВЕЩИЗМ

В основе Античной скульптуры лежит Античный вещизм.

В основе скульптуры эпохи Возрождения лежит индивидуальная, человеческая личность, доходившая до артистического, творческого самоутверждения. Антрпоцентризм утверждал себя в возрожденческой скульптуре.

38. УДОВОЛЬСТВИЕ И НАСЛАЖДЕНИЕ

В эпоху Возрождения было много новшеств.

Основным критерием эпохи Возрождения был гедонизм -- постановка во главу угла удовольствия и наслаждения.

В основе всякого итальянского возрожденческого искусства была заложена новизна и наслаждение.

39. РЕНЕССАНСНАЯ  

БУРЖУАЗИЯ

Выразителем Ренессанса итальянского является буржуазия, которая восходит в это время и выходит на историческую арену.

Ренессансное искусство - это преодоление религиозных канонов.

В процессе получения прибыли буржуазия отвлекается от всего, что по ее мнению не нужно.

40. ЗАКОНОДАТЕЛЬ КАНОНОВ

Точно так же, как возрожденческий итальянский художник пытается быть законодателем и враждебно относится к канонам средневекового творчества, которое должно быть подчинено великим духовным задачам.

41. ЭТО БОЛЬШЕ НЕ ХРАМ!

Враждебное отношение к канонам средневековья выражается в архитектуре эпохи Ренессанса.

Церковь теряет свою одухотворённость и становится более похожей на дворец.

42. СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО 

В эпоху Возрождения появляется искусство станковое, которое замкнуто в пределах произведения живописного. 

Жизнь людей дробится, расчленяется во всех сферах и прежде всего в искусстве.

43. ПОРОЖДАЮЩИЙ КРАСОТУ

Средневековый храм целен, в нём всё подчинено одной духовной цели. 

Здесь и скульптурная пластика, и фрески, архитектурные формы и живопись -- всё едино.

Человек эпохи Возрождения осознанно начинает утверждать за собой право, что он способен порождать красоту.

44. ЗАМКНУТОЕ ПРОСТРАНСТВО

Монументальная роспись в эпоху Возрождения продолжает развитие, но как бы становится отдельным от поверхности храма, замыкается в себе.

Основой живописи становится станковое искусство.  

Архитектурная мысль также замыкается в самой себе.

Ренессансное искусство не находит целостной связи на уровне объекта здания в городском ансамбле, как это было в средневековом городе. 

43. НА ЭТОМ, ВСЁ!

Возрождение в Италии - поиски своей идентичности с римской античностью и единение на основе буржуазных предпринимательских интересов, вытесняющих интересы христианства.

Человек эпохи Возрождения не желал подчиняться.

Он хотел властвовать и наслаждаться. Эстетика Возрождения становится эстетикой субъективизма.