В апреле 2019 года участники экспедиции «Современный этномир.(Средняя Азия)» Пензенского областного отделения Русского географического общества побывали в городах Казахстана и Киргизии. Это был её очередной этап с целью изучения культуры, быта и традиций русскоговорящего населения, проживающего на территории постсоветского пространства Средней Азии. Участники экспедиции посетили города Нур-Султан, Караганду, Темиртау, Каракол, Бишкек и Алма-Ату. В последнем из них, бывшей столице Казахстана, которую по праву называют культурной столицей республики, и ныне называют уже Алма-Аты, побывали в старейшем и очень популярном у местных жителей - Русском Академическом театре драмы имени М.Ю. Лермонтова. Да, театр носит имя нашего великого земляка, и как тут пройти мимо?
Я встретился здесь с Заслуженным артистом Республики Казахстан Михаилом Михайловичем Токаревым…
- Я родился в Казахстане. Мой отец – военный, он строил атомный полигон в Семипалатинске, там я и родился, ещё до испытания атомной бомбы. Мама моя жила в России, а отец у меня грузин. Корни моей мамы - с Алтая, она жила в Горноалтайске, затем сюда приехала работать, и они здесь познакомились. А я в жизни очень много путешествовал, - от Владивостока до Калининграда, почти весь Советский Союз в свое время объездил. Я ведь вёл здесь очень много правительственных концертов, считался официальным русскоязычным голосом Казахстана со времён 90-х годов. А концерты у нас и в Москве были, и в Санкт-Петербурге, и в Киеве, и в Вильнюсе, - там, где проходили Дни Казахстана в то время, когда страна стала независимой.
- А как давно вы в этом театре? Расскажите о начале вашей актерской деятельности…
- Я окончил Новосибирское театральное училище, у меня было 7 приглашений, ведь раньше «покупатели» приезжали на дипломные спектакли. Предлагали мне и Благовещенск, и Новосибирск (театр «Красный факел»), и в областной театр брали, и сюда приглашали (правда, в местный ТЮЗ), и в Ашхабад, и в Омск. Тогда, в 1980 году, в Омске был прекрасный театр, он был одним из ведущих в СССР, и я решил выбрать именно его. Хотя в «Красном факеле» до того работал и с Анатолием Солоницыным, и с Александром Ильиным, отцом ныне популярных молодых Ильиных. Помню, тогда Солоницын играл Бориса Годунова, а я, будучи ещё студентом, - его сына Фёдора, а Ильин тогда играл Шуйского… Затем меня пригласил Владимир Андреев в московский театр имени Ермолова, планировались также съёмки в фильме «Горячий снег», но получилось так, что вернулся снова в Омск к открытию сезона, и меня уговорили там ещё месяц поработать, так как играл главные роли. За это время надо было ввести вместо меня в спектакли других актеров. Согласился, да и прописан был тогда ещё в Омске. И тут мне пришла повестка в армию. Не пошел по повестке, ко мне пришли и арестовали, насильно отправив в армию. Служил я в городе Нур-Султане, тогда он был Целиноградом. Прослужил полгода, узнали, что я - актёр, и перевели в Алма-Ату, в местный ансамбль песни и пляски. Вот там далее и проходил службу. А в местном театре имени Лермонтова работал тогда прекраснейший режиссёр - Мар Владимирович Сулимов из Питера. Он и пригласил меня в этот театр. И вот из армии, так как у меня «полетел» ермоловский театр и запланированные было съемки в кино, а Алма-Ата мне нравилась, я, вернувшись, и решил остаться в этом городе. С тех пор, то есть с ноября 1973 года работаю здесь – в Государственном академическом, ордена Дружбы народов, русском театре драмы им. М.Ю. Лермонтова.
- А какие роли для вас были за это время самыми запоминающимися? И снимались ли вы потом ещё в кино?
- В кино я снимаюсь уже здесь, в Казахстане, причем, очень часто. Вот только недавно выпустили фильм «Семьянин», а московский режиссер снимала12-серийный фильм «Я здесь», и телевизионную версию, и полнометражную – для демонстрации в кинотеатрах. Летом этого года картина выйдет на экраны.
- Для вас театр стал, наверное, уже родным домом, семьёй?
- Конечно же, это родной дом, ведь 46 лет я уже здесь. А этапы разные были, как и режиссёры. Кто-то из них меня не воспринимал, я года два практически доигрывал старые роли, потому что была настоящая конфронтация. Это было, да и всегда так бывает. В своё время, когда был молодой, играл Пабло в пьесе Алехандро Кассоне «Третье слово». Этот спектакль прошел более 300 раз при полных аншлагах, вплоть до 1985 года. В том же, 85-м, сыграл Сольери в «Амадее» Питера Шефера, и этот спектакль вошел в театральную энциклопедию. Мы играли его в 1986 году в театре Моссовета в Москве, и на второй спектакль там зрители даже сломали кассу, просто выдавили. Здесь он тоже шел при аншлагах. А сейчас я занят в 9-ти спектаклях нашего репертуара.
- Весьма насыщенный у вас график…
- Да. Репетирую уже новый спектакль, который приехал сюда ставить Мишель Полей из Франции (он же Михаил Полищук, с русскими корнями, бывший актер московского театра Сатиры, уехавший из Москвы в конце 80-х). Вот «Ужин с дураком» и ещё один спектакль у нас идут как раз в его переводе с французского. Так что получается, уже даже в 10 спектаклях.
…Продолжая рассказ об этапах работы здесь, могу сказать, что теперь играю Амедея в спектакле «Уроки французского, или Амедей». 297 спектаклей при аншлагах мы сыграли уже, в июне будет 300-й. Я в главной роли, и мне приятно, что зритель ходит!
- А как часто вы выезжаете на гастроли, и в какие города?
- Мы периодически бываем и в Москве, были и в Новосибирске, и в Омске, и в Рязани на их фестивале, и в Питере…
-А в Пензе у нас не бывали?
- Нет, в Пензе пока не побывали.
- Надеюсь, ещё приедете к нам…
- Дай Бог, я с удовольствием! Причем, в Пензе, кстати, не был ни разу.
- А у нас ведь, пусть и не родился Лермонтов, но в селе Тарханы Пензенской области находилась родовая усадьба, где он провел свои детские годы.
- Что ж, если финансы нашего театра позволят, то с радостью приедем к вам. Что интересно, раньше гастроли ведь продолжались почти целый месяц, 24 дня мы в одном городе, потом переезд на очередные 24 дня в другой город, и так всё лето. А сейчас гастроли продолжаются 7-10 дней, не больше.
- А в чем причина?
- Финансы!
- То есть меньше людей ходит в театр, отсюда проблемы?
- Нет, в театр народ ходит очень хорошо. Это финансы, которые нам выделяет государство на гастроли. Раньше театр полностью был на государственном обеспечении. Просто такая экономика у нас сегодня. Ведь и в советские времена культура финансировалась по остаточному принципу. Так же и сейчас.
- Скажите, а насколько вы уже за это долгое время жизни в этом городе привыкли к алма-атинской ауре, нет ли у вас какой-то ностальгии по России?
- Вы знаете, у меня дочь работает в России, в русском театре города Тобольска, я к ней езжу в гости, она ведущая актриса.
- Выходит, она продолжательница вашей династии?
- Да. И я у неё иногда спрашиваю: а что ты не переберешься поближе к Москве? Она отвечает: папа, мне здесь так хорошо! Когда я впервые приехал в Тобольск, то открыл для себя, насколько это удивительно добрый город, люди очень простые, приветливые, добрые и открытые.
- А ваша супруга тоже русская?
- Да, она русская, правда, не актриса.
- В труппе вашего русского театра, наверное, все русские?
- У нас есть и татарин, и еврей, но все мы – русскоязычные. Самое главное в том, что мы сохраняем правильный русский язык. Например, мы приезжаем на театральный фестиваль в Санкт-Петербург, и туда же приезжают другие русские театры – из Армении, Узбекистана и т.д. И мы видим, что русский язык у них «немножко хромает», потому что там работают актёры коренной национальности.
- С какими чувствами вы смотрите в будущее?
- Дело в том, что все эти годы я голосовал за Нурсултана Назарбаева, потому что я знал, что при нём в Казахстане будет мир и спокойствие. Я знаю и Токаева, знаю и Доригу Назарбаеву, и Владимира Владимировича Путина тоже хорошо (у него прекрасная память!). И сейчас многое зависит от того, кто станет кандидатом в президенты, это очень важно, в том числе и для русскоязычных людей. Чтобы не было такого, как случилось на Украине.
- Да, главное, чтобы на этих ошибках люди учились…
- Дай Бог! Но они же не учатся. И на ошибках России тоже. Что там было в 90-е годы? Было же так! И до слёз обидно всё это.
- У вас ведь и на Украине много друзей?
- Ой, море друзей. Ведь и в Киев мы приезжали с концертами, там так нас хорошо встречали во Дворце Украины. Концерты прошли прекрасно. А что сейчас случилось? Не знаю…
- Давайте закончим нашу беседу на том, что в будущем, надеюсь, ближайшем, вы в вашу коллекцию театров, которые уже посетили, добавите и наш пензенский областной драматический театр! Ждем вас и, конечно же, всю вашу замечательную труппу алма-атинского русского академического театра драмы имени М. Ю. Лермонтова!
- Если наше руководство настроится на это, то я с большим удовольствием побываю в Пензе. Очень хочу увидеть этот город, ощутить его атмосферу. Для меня главное – аура всего города, – какие люди живут там, как они общаются, живут. Ведь и зрители в каждом городе разные. Например, в Омске мы были недавно на гастролях, и там сказали – наконец-то политический спектакль. Мы привезли туда английскую пьесу Рэя Куни «Номер 13», хотя ничего политического там нет, просто среди персонажей – помощник премьер-министра (я его как раз и играю), да и вообще это комедия, которая идет во многих театрах. А вот там подумали, что это спектакль политический.
P.S. …Со времени интервью с Михаилом Токаревым прошло четыре года. Впереди мир ожидала тревожная и злая пандемия коронавируса, которую сменили военные события на Украине. И пока «говорят пушки, - музы молчат». У «руля республики» с того же, 2019 года, – президент страны Касым-Жомарт Токаев. За это время в Казахстане тоже случались напряженные моменты, но сегодня ситуация постепенно нормализуется, о чем свидетельствует и продолжающийся в эти дни визит российского президента в Астану (которая ещё недавно носила название Нур-Султан). Остаётся надеяться, что и артисты Государственного академического, ордена Дружбы народов, русского театра драмы им. М. Ю. Лермонтова ещё побывают и в Пензе, и в родовой усадьбе великого русского поэта в селе Тарханы…