Копаясь в книгах по истории страны, связанной и с историей моих предков, обнаружил, что в Смутное время оба Лжедмитрия вышли из стародубской земли. Лжедимитрий второй так и назывался – Стародубский вор. На стороне обоих Лжедимитриев сражались казаки – и донские, и запорожские, и стародубские, можно сказать, что они были их главной военной силой. Правда, казаки потом стали и главной силой в национально-освободительной войне против поляков. Казаки же сыграли решающую роль и в избрании на царство Михаила Романова. Он был для них самой подходящей фигурой, потому что его род был запятнан участием в семибоярщине, взаимодействием с самозванцами, а значит, Романовы не будут мстить казакам за участие в Смуте на стороне самозванцев. В результате казачьего переворота Романов был посажен на трон вместо достойного избранника – Рюриковича князя Пожарского. В Польше канцлер Лев Сапега презрительно сказал плененному митрополиту Филарету: «Посадили сына твоего на Московское государство одни казаки-донцы». Об этом факте хорошо знали современники. Тем не менее, все формальные процедуры при избрании Михаила Романова на царство были соблюдены: он был избран Собором, коронован и помазан на царство в соответствии с Византийским Уставом. Так Михаил Романов стал священной царственной особой, и его власть обрела для подданных сакральный смысл. В то время сакральное основание власти было решающим фактором стабильности государства. Ведь и Смута началась потому, что сакральность власти Бориса Годунова подвергалась в народе сомнению, ведь он не был Рюриковичем! Как в Орде все властители, претендующие на звание хана, должны были быть Чингизидами, так на Руси все великие князья – Рюриковичами. В народе вся русская земля считалась вотчиной Рюриковичей по праву. Смута и началась из-за того, что объявившийся царевич Дмитрий – сначала Лжедимитрий-I, а потом Лжедимитрий-II, заявив свое право на власть, стал считаться законным царем земли Русской. И народ активно поддерживал обоих Лжедимитриев (между прочим, был и третий и четвертый Лжедимитрии!) Только заглянув в пропасть, развернувшейся перед Россией во время Смуты, и уже получив в цари поляка католика Владислава (он, правда, не был коронован после присяги ему москвичей), русские согласились с царем не из Рюриковичей, так началась династия Романовых.
К чему весь этот рассказ? Сегодня законная власть в государстве – та, что утверждается в соответствии с Конституцией, сувереном – высшей властью – является народ. Суверен-народ и выбирает свою власть. Президент страны – не суверен, его выбирает народ, народ и смещает. В эпоху монархии конституции не было, сувереном был монарх и через сакральный обряд эта власть получалась им от Бога. Сам сакральный обряд возведения на царство не раз менялся. Например, при Рюриковичах и первых Романовых он включал созыв Собора, то есть, царь сначала должен был избран на царство Собором. Эту практику окончательно отменил Петр Первый. В эпоху, когда во главе РПЦ были патриархи, корону возлагал на голову царя Патриарх, а когда во главе стал Священный Синод, будущий император сам возлагал на себя корону и короновал императрицу. Разумеется, при таком порядке сакрализации высшей власти решающим фактором стало право священной царственной крови, а не воля народа и даже не миссия Церкви Христовой. Народ потерял свой священный статус как соучастник коронации, да и Патриарха с его функцией возложения короны – венчания на царство – уже не было.
Право на высшую власть в государстве – штука тонкая… Её основание не только в возможности применения насилия для получения и удержания, а и в праве на эту власть, признаваемом народом, над которым эта власть осуществляется. Например, когда-то народ считал Русскую Землю вотчиной Рюриковичей. И когда царем стал Борис Годунов – не Рюрикович, началась смута. Власть, которая народом не признается, – это диктатура. Поэтому человек, который сам взял высшую власть – сам себя короновал, а не получил власть по какой-то признанной народом процедуре – это диктатор. Между прочим, Петр Великий избрался на царство Собором и венчался на царство Патриархом. Петр был царем настоящим! Но после него Соборы не собирались, а цари венчали себя сами. Поэтому Романовы после Петра Великого в сакральном смысле – это цари-диктаторы. Да- да, Гольштейн-Готторп-Романовы – русские цари, начиная с Петра-III, в сакральном смысле – цари не вполне настоящие... На их стороне – голос крови, в вот голос земли – от народа и голос неба – от Бога в сакральном ритуале обретения ими высшей власти не учитывался, как должно.
Разумеется, диктатором был Ленин, потом Сталин, а потом и все генеральные секретари КПСС. Их власть имела основание в вооруженной силе, была ограничена Конституцией, но получали они её и не от народа, и не от Бога, а от партии – части народа, заявившей своё право на власть на основании «всеобъемлющего учения». Власть, не имеющая сакрального основания, коренящегося в народной вере в её законность, непрочна. Прошло четыре поколения, и она растаяла как дым вместе с верой народа в верность «всеобъемлющего учения».
Вера народа в то, что верно, в то, что имеет право на власть, меняется вместе с эпохами, поэтому любой политический строй не вечен. Если человек считает себя произошедшим от обезьяны и не имеющим в своей душе искры Божией – ему нужна одна власть. А если человек считает, что эта искра Божия в нем есть – то другая. Во втором случае, человеку нужна некая сакральность власти. Может быть её символом будет и не шапка Мономаха, но символика должна иметь глубокие корни в истории народов страны, которой власть призвана управлять.
Сакральность власти выражается в ритуале-обряде. Ритуалы обряды связаны с сакральными местами, предметами и словами-клятвами. Этим всем в наступающую эпоху не следует пренебрегать ни народу, ни его правителям, потому что новая эпоха в своем положительном развитии будет эпохой возвращения сакральности. В новую эпоху между народом и властью должен быть не только формальный, определяемый человеческим законом, но и сакральный союз.
10.11.2023 А. Кашанский