Найти тему
Бородатый Бард

10 ноября - День создания "Маленькой Норвегии"

Незадолго того, как нацистская Германия оккупировала Норвегию в 1940 году, правительство страны, включая короля Хокона VII, покинули ее территорию, чтобы в будущем разработать план борьбы с оккупантами. В первую очередь было принято решение о создании новой базы операций, а также сохранении действующих норвежских пилотов в качестве независимого подразделения. Именно они вскоре станут основой будущего сопротивления, базировавшего на территории созданного в канадской провинции Южное Онтарио тренировочного лагеря, получившего наименование "Маленькая Норвегия".

Одним из "отцов" будущей тренировочной базы по праву можно считать норвежского летчика Бернта Балхена. От имени Королевской военно-воздушной службы Норвегии в 1939 году Берт отправился в США в качестве переговорщика "по вопросам, касающимся авиационного вооружения и амуниции, а также возможной закупки норвежским правительством таких материалов в Соединенных Штатах Америки". Однако в связи с произошедшими событиями, а также обширными контактами Балхена в авиационной промышленности и наличием у норвежца американского гражданства, от правительства Норвегии было получено новое распоряжение - создать на американском континенте тренировочный лагерь. Благодаря трудам Бернта Балхена вскоре было получено разрешение о строительстве будущего лагеря на острове Торонто.

Норвежский военный летчик Бернт Балхен. Считается первым пилотом, пролетевшим над обоими полюсами (в 1926 году достиг Южного полюса в составе экспедиции Руаля Амудсена, а в 1949 году Северного полюса, совершив перелет на грузовом самолёте Douglas C-54 Skymaster из Аляски в Норвегию. Также вошел в историю как основатель американский военной базы «Bluie West-8»в Гренландии как ответственный за ее постройку и организацию, а также в качестве первого командующего.
Норвежский военный летчик Бернт Балхен. Считается первым пилотом, пролетевшим над обоими полюсами (в 1926 году достиг Южного полюса в составе экспедиции Руаля Амудсена, а в 1949 году Северного полюса, совершив перелет на грузовом самолёте Douglas C-54 Skymaster из Аляски в Норвегию. Также вошел в историю как основатель американский военной базы «Bluie West-8»в Гренландии как ответственный за ее постройку и организацию, а также в качестве первого командующего.

Лагерь "Малая Норвегия" был официально открыт 10 ноября 1940 года, а уже 23 ноября на тренировочную базу поступили первые самолеты - это были заказанные у американцев десять монопланов Fairchild PT-19. Силы противовоздушной обороны были разделены между армейским и военно-морским авиационными корпусами, первым же командиром лагеря стал военный офицер Ярмар Лизер-Ларсен - один из пионеров норвежской авиации, полярный исследователь и человек, по праву считающийся основателем Королевских военно-воздушных сил Норвегии.

Моноплан Fairchild PT-19, выставлен в ангаре Музея авиации Марч-Филд (Риверсайд, Калифорния)
Моноплан Fairchild PT-19, выставлен в ангаре Музея авиации Марч-Филд (Риверсайд, Калифорния)

В дальнейшем в целях повышения эффективности обе службы были объединены под общим названием Королевских военно-воздушных сил Норвегии (до этого обучение проходило на отдельных курсах), а сам лагерь в мае 1942 года был перенесен на территорию площадью около 2 км² в аэропорту Мускока, примерно в 127 км к северу от Торонто. Всего за время войны более 2500 норвежских летчиков всех категорий (пилоты, штурманы и механики) прошли подготовку на различных базах "Маленькой Норвегии", одним из которых был знаменитый норвежский исследователь Тур Хейердал. О том, как проходила его служба, читайте в нашей статье "Пацифист и война: Путь офицера Хейердала".

Первый командир "Малой Норвегии" Ярмар Лизер-Ларсен (Фотография 1953-го года)
Первый командир "Малой Норвегии" Ярмар Лизер-Ларсен (Фотография 1953-го года)