Звуки отпускаемых резинок и скрежет метлы по полу — таким должен был быть один из последних альбомов ранних Pink Floyd.
Когда культовый «The Dark Side Of The Moon» стал международным хитом в 1973-м году, карьера Pink Floyd изменилась раз и навсегда – в первую очередь пластинка положила конец эре экспериментов начатой группой с Сидом Барреттом.
От концепции еще одного необычного альбома группы с рабочим названием «Household Objects (Предметы домашнего обихода») Pink Floyd в итоге отказались. В музыкальных архивах осталось лишь несколько минут из той работы, которые позволяют нам представить, какой мог бы быть незаписанный альбом титанов прогрессивного рока.
Несмотря на это в эпохальном «Wish You Were Here» присутствует несколько необычных звуков, которые легко не заметить даже самому искушенному слушателю.
В записи заглавного трека принял участие джазовый скрипач Стефан Граппелли, сыгравший на скрипке, в том числе припев из хитов Флойд 1967 года «See Emily Play» на треке «Shine On You Crazy Diamond Part IX».
Послушайте альтернативную версию «Wish You Were Here» со скрипичным соло и другими необычными звуками
Первый звук, который мы слышим на альбоме, — это жутковатое гудение, создаваемое пальцами, бегающими по краям бокалов для вина, каждый из которых наполнен разным количеством жидкости, создавая тем самым разные ноты.
Эти «питченные» (поднятые и опущенные по высоте тона) бокалы для вина сегодня являются тем, что осталось от «Household Objects», рабочего названия альбома Флойд, начатого в 1970 году и навсегда заброшенного уже в 1974-м после невероятного успеха «The Dark Side Of The Moon».
Идея «Household Objects» возникла в 1969 году, когда Pink Floyd начали исполнять новую композицию «Work» (слушайте ниже), в которой группа пилила дрова и кипятила чайники.
Год спустя музыканты выпустили «Atom Heart Mother» - альбом, в который вошел трек «Alan’s Psychedelic Breakfast», в котором было записано, как роуди группы Алан Стайлс на кухне жарит яйца и бекон, а заканчивалась композиция гипнотическим звуком капающего крана.
«Atom Heart Mother» в итоге стал хитом №1 в Великобритании. Но, как признавался барабанщик Ник Мейсон: «Мы все еще искали единое направление».
Когда Флойд вновь собрались в студии Abbey Road в январе 1971 года, они все еще искали это направление. Их единогласным решением стал отказ от традиционных музыкальных инструментов и желание выдвинуть на передний план «найденные» в жизни звуки, подобные тем, которые они уже использовали в треках «Work» и «Alan’s Psychedelic Breakfast».
Джон Леки (впоследствии продюсировал «Showbiz» и «Origin Of Symmetry» группы Muse) в 1971-м году, 22-летний оператор магнитной ленты в Abbey Road, должен был записать новую музыку Pink Floyd.
«Они целыми днями работали над тем, что люди теперь Household Objects», — рассказывал Леки в 2006 году. «Они составляли аккорды, постукивая по пивным бутылкам, рвали газеты, чтобы получить ритм, и применяли аэрозольные баллончики, чтобы получить звучание хай-хэта ударной установки.»
Идеи были увековечены на ленте, прежде чем музыканты перебрались в Air Studios продюсера Джорджа Мартина. Вскоре группа изменила свое решение и вернулась к традиционным музыкальным инструментам для записи следующего альбома «Meddle». Хотя в нем и использовались некоторые звуковые эффекты, порванные газеты и разбитые бутылки остались неиспользованными.
Спустя 2 года, Pink Floyd снова вернулись к идее Household Objects. К тому времени «The Dark Side Of The Moon» возглавила чарты Великобритании и США.
В конце 1973 года собравшись вместе для того, чтобы начать работу над продолжением, Флойд столкнулись с проблемой. «У нас не было никаких идей», — говорит Ник Мейсон.
После выпуска самого доступного для слушателей альбома в своей карьере, они решили перезаписать «Household Objects». Вместе с Аланом Парсонсом группа заново создавала ритм ударных, скребла метлой по полу или рубила топором, а также записывала резинки, натянутые между спичками.
«Я всегда чувствовал, что различие между звуковыми эффектами и музыкой — это полная чушь», — говорил тогда Роджер Уотерс в интервью журналу Zigzag.
«Неважно, издаете ли вы звук на гитаре или на водопроводном кране». Уотерс настаивал на том, что новая музыка Флойд, в которой используются «бутылки, ножи и топоры, превращается в действительно хороший музыкальный продукт».
Однако к концу года Роджер снова изменил свое мнение. Мейсон считает, что «Household Objects» стали «тактикой отсрочки» из-за отсутствия новых песен.
А затем Уотерсу пришла в голову идея сделать альбом об отсутствии самого беспокойного и неординарного участника группы и ее основателя Сида Барретта. Так появился альбом «Wish You Were Here», а про «Household Objects» благополучно забыли. Хотя и не все были довольны таким решением.
«Я был весьма разочарован, что из этого ничего не вышло», — говорит Алан Парсонс.
В 2011 году группа выпустила расширенные версии альбомов «Dark Side» и «Wish You Were Here». Последний теперь включал в себя оригинальный «питченный» трек с бокалами для вина, а новая «Dark Side» содержала еще один отрывок из «Household Objects», композицию «The Hard Way» – 3 минуты того самого уникального звучания созданного из газет и резинок.
Между тем красивая и мелодичная эмбиентная вставка — это чистой воды космическая меланхолия будущего Pink Floyd. Несмотря на то, что фанаты ждали этой музыки целые десятилетия, сами участники группы отметили, что сегодня подобные звуки можно легко сделать буквально за несколько минут на синтезаторе или в секвенсоре.
Сегодня можно вполне понять нежелание Floyd придавать слишком большое значение «Household Objects».
В конце концов, «Темная сторона Луны» превратила фирменную печаль 20-летних музыкантов в большой бизнес, и группа уже никогда больше не оглядывалась назад в своей музыке.
Как впоследствии говорил Уотерс - «В то время это казалось хорошей идеей».
На самом деле она и остается ей до сих пор.