После выставки Трын-трава, про которую я уже писал, мы продолжили культурную жизнь посещением выставки “Куплю гараж” в музее Москвы совместно с музеем транспорта Москвы. Авторы хотели показать, что значили для советских и постсоветских людей эти заветные 18 квадратных метров.
Музей Москвы находится в здании Провиантских складов, что на Зубовском бульваре, метро Парк культуры. Нам нужен центральный корпус, который смотрит на Зубовский. Вывески с выставкой нет, но нам именно сюда.
Покупаем билеты и поднимаемся на второй этаж.
Начинается все с больших плакатов, на которых кратко и довольно интересно описана предыстория возникновения гаражей в Советском Союзе.
Можно вот посмотреть, почем обходилась машина в Союзе. Интереса ради, я посчитал, сколько должна была бы стоить машина сейчас, в пропорциях Советского Союза. Возьмем Жигули. Исходя из представленных цифр, получается, что на Жигули в 1970г требовалось 46 окладов. По данным Росстата, в 2023г средняя зарплата в России составила 71 тыс. Таким образом, умножая ее на 46 получаем сумму в 3,3 млн. руб. Поглядел, сколько стоит, допустим, Лада Веста – получается 1,5 млн. Парадоксальная ситуация, оказывается, что сейчас машину купить в 2 раза дешевле, чем было во времена “благословенного” Советского Союза!
Отдельная история, что просто так машину купить тогда было нельзя, даже при наличии денег.
Москвич-400.
Выставлены не только автомобили, но и другая техника времен Союза – ностальгия нынче модна и популярна:).
Пылесос Чайка, стиральная машина Рига, холодильник ЗИС. К 1962г холодильники были менее чем у 5% семей в стране.
Местами стоят большие экраны, на которых показывают различную хронику. Например, вот на этом, который слева от дверей, Хрущев говорил Никсону, что через 7 лет мы их догоним и помашем вслед…
Пролетка. Как вы думаете, почему пролетка черная, а спицы у нее красные? Оказывается, что раньше все извозчики делились на несколько категорий – ваньки (класс Эконом), голубчики (класс Комфорт) и лихачи (класс Комфорт+). Вот именно у лихачей и были красные спицы. Так что как видите, нынешние категории такси в Яндекс. Такси имеют под собой длинную историю:).
Газ М-1, она же эмка. Производился до 1946г.
Переход между комнатами сделали интересно – с помощью зеркал. Возникает иллюзия гаражного кооператива.
Металлический конструктор. Был у меня такой или типа такого.
ВАЗ-2103. Дизайн делали итальянцы на основе Fiat 125, а техническое наполнение конструкторов ВАЗа. Впервые выпустили в продажу в 1972г и стола трешка в полтора раза дороже копейки.
Кино смотреть мы не стали.
Самоделкины были всегда. Вот, например, модель ГТЩ – Гран Туризмо Щербининых. В 1970г ее построили москвичи братья Щербинины с двигателем от ГАЗ-51 и агрегатами от ГАЗ-69 и ГАЗ-12 ЗИМ.
Или вот Труд от московского инженера Олега Кучеренко, 1964г. Тут автор сам сделал даже трехцилиндровый двигатель.
В главном зале проложена красная дорожка…
… которая ведет к центральному экспонату. Буквально, к советской мечте.
Волга ГАЗ-21. Автомобиль директоров и чиновников, позже – такси.
Кому Волги не досталось, ездили на Запорожце.
Классический железный гараж.
Капитальные гаражи могли превращаться даже в мини-квартирки.
Москвич-407, выпускался с 1958г. Около половины этих машин уходило на экспорт.
Волга ГАЗ-24, выпускалась с 1969г по 1992.
На этом и завершим.