Многие вязальщицы не жалуют вязание на заказ. Во-первых, много мороки технической - нужно разработать индивидуальную модель с индивидуальными расчетами, подобрать пряжу с нужными характеристиками, аргументировать свое решение человеку, далекому от вязания. Во-вторых, вязать на заказ тяжело морально (если ты не пофигист). И это только два «минуса» в случае, если все хорошо. Но часто бывают в этой сфере услуг недопонимания, конфликты и даже судебные разбирательства!
Именно поэтому я давно не вяжу на заказ плечевые изделия. Хотя в молодости вязала, и руками, и на машине. Но то было время, когда народ еще не был избалован большим выбором товаров, так что претензий ко мне не поступало.
Однако вязать на заказ аксессуары, предметы для интерьера, думала еще недавно я, несложно и безопасно. Вот, например, вяжу я корзины. Определенных фасонов и размеров. А кому-то нужна корзиночка чуть побольше или поменьше. Или, еще проще, комплект из шести штук, а у меня только три в наличии. Ну почему бы не согласиться связать еще несколько? На заказ. И я согласилась. И ввязалась в историю…
Надо сказать, что тогда я сильно заболела. Прямо лежала пластом с температурой и остальными «прелестями» гриппа. А тут сообщение в творческом чате нашего ЖК. Мол, понравились ваши подвесные корзиночки. Есть ли у вас шесть штук в наличии, так как именно столько надо для украшения зала к тематическому мероприятию? Нет, говорю, столько нет. А можете связать, спрашивают. Смогу, отвечаю, только пряжи нет, заказывать надо. Позволяет ли время? Срок на изготовление был почти две недели, так что это не стало проблемой. Как и мое плохое самочувствие. Думаю, займусь-ка делом, может, поправлюсь быстрее. Да и на лекарства заработаю.
Заказчица, надо отдать ей должное, уточнила стоимость, и спросила, как оплачивать. Я понимала, что по хорошему, нужно брать предоплату, тем более, что специально для этого проекта заказываю пряжу. Но не захотела брать деньги вперед. И пожалела потом…
Первый «сюрприз» меня ждал от Валдбериз. Заказала точно такую же пряжу, из которой связаны корзинки, но вместо трехнитки пришла двухнитка. Это значит, что надо вязать не три недостающие корзины, а все шесть. Ну, чтож, делать нечего, надо выполнять заказ.
Дело пошло быстро. Раньше срока заказ был выполнен. Заказчица тоже не стала задерживаться, и пришла за товаром в тот же день, как я отрапортовала о завершении работы.
Встретились мы в назначенный час у моего подъезда. Девушка осмотрела корзинки. «Ой, они такие маленькие! Я ПРЕДСТАВЛЯЛА, что они больше…», - сказала она разочарованно. Открыла в телефоне чат с моим объявлением. «Ну да, здесь написано, что высота 24 см с петелькой, видимо, так и есть. Но я, наверное, не буду забирать…».
Что??? Моему негодованию не было предела. Я за свой счет купила пряжу, хотя это не входило в мои планы, вязала с температурой эти чертовы корзинки, и куда их теперь?! Не могу же я залезть в голову клиента и узнать, что он там себе представляет!
Конечно, это все я только подумала, но ничего не сказала. А клиентка продолжала вслух размышлять, подойдут ли эти корзинки под ее задачи, или нет. Я спокойно поддерживала разговор, стараясь не показывать раздражения.
Потом она стала фотографировать корзинки и отправлять коллеге, чтоб посоветоваться. После стала звонить ей, но связаться удалось не с первой попытки. Все это время я стояла на ледяном ветру, и гадала, расплатятся ли со мной за мою работу. Согласитесь, унизительно и неприятно.
— Почему вы не сказали, какого размера корзинки вам нужны? Я бы связала именно такие, — спросила я.
— А что, так можно было?
Понятно, заказчица даже не задавалась таким вопросом.
В итоге, после получасового обсуждения девушка все же решила забрать заказ. Надо ли говорить о том, какое облегчение я испытала?
Осталось перевести мне деньги на карту. «У вас же Сбербанк?», - спросила она. «Нет, переведите по СБП», - попросила я. «Ой, а как это? Я никогда не переводила». Пришлось показать. И это было второе открытие за вечер для молодой женщины.
Какой урок можно извлечь из этой истории, которая только чудом не оставила меня в убытках? Конечно, тот, что обязательно надо брать предоплату. Причем, именно предоплату за работу, а не только деньги на пряжу. Если бы я это сделала, мне бы не пришлось стоять на холоде и думать, заплатят или нет. Вот так я сама создала себе проблему. Хорошо, что эта история хорошо закончилась.
А с вами бывало что-то подобное? Были вы в роли мастера, а, может быть, заказчика? Мне очень интересно услышать ваши истории.