10 ноября 1928 года родился Эннио Морриконе — легендарный итальянский композитор и дирижёр, чья музыка для кино признана современной классикой. И нередко она была лучше, чем фильмы, для которых писалась!
В музыке Морриконе скорбные хоры и реверберирующие гитары из спагетти-вестернов, которые звучат подобно горячему ветру, проносящемуся по кладбищу, сочетаются с пронзительными мелодиями из кино про плохих парней — и нежными, парящими оркестровками, которые пробивают до слёз.
«За пригоршню долларов» (1964)
С этой мелодии всё когда-то началось... Режиссёр Серджо Леоне привлёк Морриконе к написанию саундтрека к спагетти-вестерну «За пригоршню долларов». Кстати, оба в детстве посещали одну и ту же начальную школу, пусть и забыли об этом. Композитор проявил всю свою изобретательность, используя щелчки хлыста, звон колокола, хоровые вставки, свист и другие звуки, погружающие зрителя прямо в сюжет.
«На несколько долларов больше» (1965)
Для продолжения Морриконе использовал тот же рецепт с вокалом, гитарой, литаврами и свистом, но на этот раз добавил отсылки к Баху и упругий звук варгана.
«Хороший, плохой, злой» (1966)
Один из самых узнаваемых музыкальных мотивов в истории кино. С первых секунд вы чувствуете, что находитесь на краю земли, где-то на отшибе Дикого Запада, среди потных, небритых, вооружённых до зубов мужиков. Тема «Хорошего, плохого, злого» — звуки целого мира, который расстилается перед вами ещё до того, как вы увидели хотя бы кадр фильма.
«Однажды на Диком Западе» (1968)
Эпическая история со всеми необходимыми ингредиентами: таинственный незнакомец, печально известный сорви-голова, прекрасная вдова в опасности и безжалостный убийца, орудующий на железной дороге. Лирический саундтрек помог сделать брутальный вестерн режиссера Серджио Леоне с Генри Фондой и Чарльзом Бронсоном в главных ролях классикой на все времена.
«Сицилийский клан» (1969)
Забавная, в чём-то ироничная, узнаваемая тема из криминальной драмы Анри Вернёя, в которой отметились Жан Габен, Ален Делон и Лино Вентура.
«Профессионал» (1981)
Великая мелодия Морриконе и талант Жана-Поля Бельмондо — секрет успеха итальянского триллера «Профессионал» режиссёра Жоржа Лотнера, который в 1990 году был дублирован «Мосфильмом». Одна из самых проникновенных мелодий, вышедших из-под пера маэстро, сопровождает сцену, в которой героя Бельмондо расстреливают из автомата перед вертолётом.
«Однажды в Америке» (1984)
Авторство этой мелодии приписывали и Джеймсу Ласту, и Замфиру, и Нино Роте... На самом деле её написал Морриконе. Серджо Леоне десятилетиями мечтал снять гангстерский фильм в атмосфере Нью-Йорка 1920-х. Получив возможность реализовать свой замысел, за музыкой он обратился к проверенному партнёру. Заглавная тема — шедевр, от которого щемит сердце. Напряжение перед неизбежным крахом сменяется нежнейшими оркестровыми пассажами.
«Спрут» (1984)
Сериал о вездесущей итальянской мафии, возможно, не был шедевром кино, но в нашей стране он стал по-настоящему культовым. В СССР «Спрут» вышел на экраны в 1986 году. А во время сцены, в которой комиссара Каттани жестоко расстреляли проклятые мафиози, улицы по всей стране опустели. Не знаю, как вас, а меня эта драматичная тема по сей день повергает в мрачное оцепенение...
«Миссия» (1986)
Музыка Морриконе к исторической драме Роланда Жоффе о священнике-иезуите и наёмнике, защищающем коренное парагвайское население от португальцев, стала ярким событием в карьере композитора. Воздушная мелодия «Гобой Габриэля» связана со сценой, в которой священник показывает туземцам, как можно играть на духовом инструменте. Музыка объединяет разные миры...
«Неприкасаемые» (1987)
Федеральный агент намеревается остановить Аль Капоне, для чего собирает небольшую команду. Атмосфера напряжения в гангстерской драме режиссёра Брайана де Пальмы из времён сухого закона мастерски схвачена и выражена в захватывающем саундтреке Морриконе, номинированном на «Оскар» и получившем премию BAFTA.
«Новый кинотеатр "Парадизо"» (1988)
Экранная история режиссёра Джузеппе Торнаторе о дружбе увлечённого кино мальчика с киномехаником вдохновила Морриконе на трогательные, сентиментальные, беззастенчиво романтичные мелодии. Партитура была написана композитором вместе с сыном Андреа, что привносит дополнительный смысл в воплощённую на экране тему наставничества и связи поколений через искусство.
Читайте также:
Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!