Найти в Дзене
Культур-трегер

Что сказал современник о голосе, которым пел Александр III?

Цесаревич Александр Александрович в 1865 году.
Цесаревич Александр Александрович в 1865 году.

При виде богатырской фигуры Александра III можно подумать, что он пел густым басом.

Однако о том, как на самом деле звучал певческий голос императора, сохранилось уникальное свидетельство очевидца.

Так, мемуарист, музыкант и офицер лейб-гвардии Преображенского полка Александр Берс вспоминал, как однажды услышал пение будущего Александра III.

Александр Берс (1844-1921) в 1867 году
Александр Берс (1844-1921) в 1867 году

Это произошло в 1869 году, когда 24-летний цесаревич Александр Александрович несколько раз приезжал на музыкальные вечера во дворце принца Александра Ольденбургского, на которые собирались офицеры, желавшие помузицировать без лишних свидетелей.

Дворец принца Ольденбургского (известный также как Дом Бецкого) расположен на Дворцовой набережной в Санкт-Петербурге. В настоящее время в здании находится Институт культуры.
Дворец принца Ольденбургского (известный также как Дом Бецкого) расположен на Дворцовой набережной в Санкт-Петербурге. В настоящее время в здании находится Институт культуры.

Берс так написал об этом:

Видя, что кроме участвующих никого более в зале не было, Александр Александрович подсел к медным инструментам, вынул из футляра корнет и промузицировал с ними весь вечер. Игра в большом оркестре понравилась цесаревичу.

Так продолжилось несколько вечеров, после чего будущий Александр III настолько освоился в этом обществе, что даже несколько раз пел некие куплеты (к сожалению, Берс не уточнил, какие):

А после ужина, когда любители-музыканты пели по обыкновению по нотам известные квартеты, великий князь, сидя рядом с бароном В. А. Фридериксом, очень твёрдым певцом, пел вместе с ним партию второго тенора.

Насколько я знаю, это единственное упоминание о том, что Александр III вообще когда-либо пел при посторонних.

Тем не менее, Александр Берс вполне конкретно написал, что цесаревич пел партию тенора, т.е. обладал высоким мужским певческим голосом.

Ошибки в определении певческого голоса цесаревича со стороны Александра Берса быть не могло, поскольку он сам имел музыкальное образование и позднее даже организовал в Москве оркестр скрипачей, на выступления которых регулярно приезжал Лев Толстой с супругой (она была младшей сестрой жены Александра Берса).