При виде богатырской фигуры Александра III можно подумать, что он пел густым басом.
Однако о том, как на самом деле звучал певческий голос императора, сохранилось уникальное свидетельство очевидца.
Так, мемуарист, музыкант и офицер лейб-гвардии Преображенского полка Александр Берс вспоминал, как однажды услышал пение будущего Александра III.
Это произошло в 1869 году, когда 24-летний цесаревич Александр Александрович несколько раз приезжал на музыкальные вечера во дворце принца Александра Ольденбургского, на которые собирались офицеры, желавшие помузицировать без лишних свидетелей.
Берс так написал об этом:
Видя, что кроме участвующих никого более в зале не было, Александр Александрович подсел к медным инструментам, вынул из футляра корнет и промузицировал с ними весь вечер. Игра в большом оркестре понравилась цесаревичу.
Так продолжилось несколько вечеров, после чего будущий Александр III настолько освоился в этом обществе, что даже несколько раз пел некие куплеты (к сожалению, Берс не уточнил, какие):
А после ужина, когда любители-музыканты пели по обыкновению по нотам известные квартеты, великий князь, сидя рядом с бароном В. А. Фридериксом, очень твёрдым певцом, пел вместе с ним партию второго тенора.
Насколько я знаю, это единственное упоминание о том, что Александр III вообще когда-либо пел при посторонних.
Тем не менее, Александр Берс вполне конкретно написал, что цесаревич пел партию тенора, т.е. обладал высоким мужским певческим голосом.
Ошибки в определении певческого голоса цесаревича со стороны Александра Берса быть не могло, поскольку он сам имел музыкальное образование и позднее даже организовал в Москве оркестр скрипачей, на выступления которых регулярно приезжал Лев Толстой с супругой (она была младшей сестрой жены Александра Берса).