"Мёртвый город" пережил не одну эпоху. Но сейчас без преувеличения этот один из самых интересных исторических памятников Северного Кавказа может исчезнуть.
Близ хутора Лесо-Кяфарь, что в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесии, находится место, вызывающее интерес как у историков, так и у туристов, которые сюда стекаются пусть и небольшим потоком, но со всей нашей необъятной родины. Манит их не только природа, а в основном Лесо-Кяфарское городище с дольменами.
Для одних этот древний город интересен, как историческое место, для других это загадочное место - источник энергии. Расположилось оно на двух возвышенностях между реками Кяфар и Кривая в нескольких километрах от хутора в сторону Кавказского хребта. Историки приходят к мнению, что город здесь существовал примерно в X-XI веках, но сами дольмены - это более ранний период - эпоха Поздней Бронзы (II-I тысячелетия до н.э.). Древний населённый пункт на вершине первой возвышенности вытянулся на два километра в длину. Большинство построек относятся к XI веку, но некоторые фрагменты датируются II тыс. до н.э.
Поселение было окружено каменной широкой стеной, она очень хорошо сохранилась, особенно при входе него. В этом мертвом городе отражена жизнь нескольких эпох. Археологи относят его расцвет к периоду аланской и сарматской культур. В городище можно встретить следы и более ранних, и более поздних культурных слоев. Мощь и объем представленного археологического материала говорят о богатстве и большой культурной жизни населенного пункта в период расцвета. На второй возвышенности находятся более десяти дольменов, которые находятся в полуразрушенном состоянии.
Эти места посетили и провели первые научные изыскания ещё во второй половине XIX века исследователи Кавказа Ракович и Фелицын. Затем научные изыскания в районе Лесо-Кяфари проводились в 1952 - 1953 годах Пятигорским педагогическим институтом под руководством Акритасаи и Кузнецова. Подробное описание дольмен сделал Морковиным в 1972 - 1975 годах. Ученый доказал их строительство в период поздней бронзы. В 1985-1988 годы проводились раскопки археологом Биджиевым.
- С тех пор, по моим данным, серьезных исследований не проводилось. Я посетил это место, и у меня сразу два, причём, противоречивых чувства. С одной стороны - восхищение от вида древних сооружений, а с другой - печаль и недоумение от запущенности и отсутствия любой информации и охраны объекта. Помимо разных туристических групп я встретил свежие следы "чёрных копателей", перевёрнутые камни, следы снятого верхнего слоя грунта. За душой у таких людей нет ничего святого, они живут по принципу "после меня хоть потоп", вооружившись техническим приспособлением они идут к своей цели, жажда наживы, по-видимому, вытесняет остатки человеческих качеств. Таких людей необходимо останавливать в рамках закона Российской Федерации, так как другие формы морального воздействия для них как пустой звук, - говорит руководитель Карачаево-Черкесского отделения Общества "Царьград", член регионального штаба Народного фронта Денис Струговцов.
А ведь задача государственных органов - следить за сохранностью таких объектов, чтобы не допустить трагедию, которая произошла в 1996 году. Напомним, тогда бульдозер Сторожевского лесхоза срыл главную улицу городища. По информации из открытых источников, водитель был пьян, судебное разбирательство закончилось ничем.
- Я убеждён, что охранного статуса у этого места нет, как республиканского, так и федерального. Полное отсутствие любой информации о статусе памятника, его названия, описания, а хотелось бы видеть информационные таблички как на входе в городище, так и на самих дольменах, - продолжает Струговцев. - Да дело не только в табличках, невооружённым глазом обывателя видно, что масштабный древнейший памятник погибает. Люди пытаются заново сложить разрушенные временем дольмены с помощью современных связующих материалов, а этого делать категорически нельзя. Эти люди хоть и непрофессионально, но пытаются созидать.