Найти тему
Блог Ивана Иванова.

Пожар в пасажирском вагоне поезда Уч-Кудук-Ташкент

-2

Эта история случилась в середине 70-х годов. В газетах об этом не писали и по телевизору этого не показывали. Люди старшего поколения знают что в те времена различные трагедии не освещались в СМИ,по видимому чтобы не портить настроение советским людям. Помнится в 80-х наш бригадир -таджик Назир как-то ездил в Таджикистан к своей родне. А в это время по ТВ говорили что в Таджикистане сошел мощный сель и пострадавших нет. Потом приехал Назир и когда его спросили про сель сказал-"Ага-три кишлака как корова языком слизнула. А так-да,все в порядке."

О том,что случилось в середине 70-х в поезде Уч-Кудук-Ташкент мне рассказали жители геологического поселка где я работал в начале 80-х. Эта трагедия потрясла весь поселок и не только. В начале 70-х в той геологической партии каждое лето отправляли детей на отдых в летний лагерь Министерства Геологии Уз. ССР под Ташкентом. Детей сопровождали несколько взрослых. В тот раз детей было около 30 и вместе со взрослыми они заполнили весь вагон. Дети ехали весело-им нравилось отдыхать в лагере под Ташкентом,где не было такой жары и рядом с лагерем было озеро,в котором можно было купаться.

-3

Около 6 часов вечера поезд поменял тепловоз на станции Тинчлик ,это заняло ок. 40 минут времени,как обычно. Ок. 10 вечера проехали Самарканд и дети стали укладыватся спать. Ок. 12 ночи проводник последнего в составе вагона,где ехали дети из геологического поселка закрыл двери вагона на ключ и ушел на доклад к бригадиру поезда. Вскоре после его ухода произошло короткое замыкание эл.проводки в щите управления в купе проводников. От искр,посыпавшихся из щита загорелось постельное белье,которое кучей лежало в купе. От белья быстро загорелись перегородка между купе проводников и 1-м купе. И потом пламя раздуваемое ветром стало быстро распространятся по вагону. Взрослые учуяв дым проснулись и видя,как пламя разгорается и начинает двигаться по вагону,охватывая все большую площадь стали будить детей и отводить их в конец вагона а так же попытались выскочить в тамбур по ходу поезда,но дверь была закрыта на ключ. А поезд мчался в ночи не замечая,что в последнем вагоне бушует огонь. Дети стали плакать и кричать от страха. Взрослые видя безвыходность ситуации и невозможность добраться до стоп-крана стали разбивать окна, высовываться в них и кричать и махать руками в надежде,что машинисты тепловоза услышат и остановят состав. Но поезд шел по извилистой между гор дороге и машинисты просто не имели возможности увидеть горящий вагон. А пламя пожара все ближе подступало к людям и взрослые видя,что другого выхода нет стали выбрасывать детей в разбитые окна вагона в надежде,что дети хоть как-нибудь останутся в живых,а потом выпрыгнули сами. Но к несчастью разбитые окна были обращены к другому пути железной дороги-по которому вскоре прошел встречный грузовой состав,машинисты которого вускочив из-за поворота не успели остановить свой состав и многие дети и взрослые попали под их состав. Машинисты грузового поезда по рации сообщили диспетчеру о горящем вагоне пассажирского поезда. Диспетчер срочно связался с машинистами пассажирского поезда,но было уже поздно.

-4

Машинисты остановили состав на полустанке, всех пассажиров поезда высадили, подьехали пожарные машины и стали тушить догорающий уже вагон. А милиция получив сигнал срочно отправила свои машины и машины скорой помощи на место,где лежали мертвые и оставшиеся в живых пассажиры последнего вагона. В живых остались два ребенка и один взрослый,но и они сильно побились при падении из окна поезда. Думаю,что вы понимаете,какой шок и горе испытали родители погибших детей. Многие из них не могли оставаться в поселке и вскоре уволились с работы и уехали кто куда. В экспедиции после этого случая прекратили организованную отправку детей в летний лагерь. Летний отдых детей оставили на усмотрение родителей. В школе построили дополнительные веранды и помещения с кондиционированным воздухом,чтобы дети летом могли находится в этих помещениях. Конечно это не могло заменить отдых детей под Ташкентом,но это было хоть что-то для тех,кто не мог отправить своих детей куда-то из пустыни. Бригадира и проводника того злополучного поезда судили и приговорили к небольшим срокам лишения свободы. Проводникам пассажирских вагонов строго-настрого запретили закрывать двери вагонов поезда. Честно сказать я был удивлен насколько быстро распространяется пламя по пассажирскому железнодорожному вагону. Я до этого довольно часто ездил на поезде и как-то не думал о возможном пожаре но после того,как узнал об этом случае стал совсем другими глазами смотреть на курящих в тамбурах вагонов пассажиров. Стал более тщательно тушить свои окурки,чтобы не дай Бог,не повторилась это трагедия

-5