Что же подразумевается под эмоциональным интеллектом? Что это такое?
Здесь сразу бросается в глаза слово интеллект, и я думаю, что многие знают его буквенное обозначение – IQ. Так обозначают когнитивные функции и, как правило, он свидетельствует о человеке который много чего знает, много в чём разбирается. Человек с высоким уровнем IQ много читает, он эрудированный. И это прекрасно! Однако, в первую очередь это про человека, который собирает информацию, а также знает что и как работает.
Есть же люди немного другого склада или же наряду с высоким IQ имеют высокий уровень эмоционального интеллекта – EQ. То есть, - это человек, который работает и умеет общаться с другими людьми. В первую очередь умеет выстраивать коммуникации. Легко контактирует, способен управлять своим эмоциональным состоянием и мотивировать других на подвиги и свершения в какой-либо сфере деятельности.
Мы, как родители, хотим чего? Чтобы оба этих вида интеллекта, IQ и EQ, были у нашего ребёнка развиты, не так ли? То есть, чтобы у него было всё хорошо и с познанием, и с общением. За познания, за когнитивные функции, у нас отвечает школа, правильно? Она даёт знания по полной программе, всякие разные. А вот способность справляться с проблемами, с неудачами, умение работать в команде и выстраивать коммуникации, - это даёт нам высокий уровень эмоционального интеллекта.
И на самом деле, мы вообще не знаем в каком мире будет жить наш ребёнок, согласитесь? Потому что технологии так быстро меняются, с такой невероятной скоростью, что мы вообще не знаем, что там будет через 20-30 лет даже ещё при нашей жизни. И в каком таком мире будут жить наши дети – загадка, покрытая тайной, пеленой тумана. Потому что технологии меняются, а технологии отвечают на вопрос «как». И сейчас многие знания уже устарели, и они продолжают устаревать, и какие знания понадобятся в будущем – одному Господу Богу известно. Но нам же, как родителям, хочется понимать, а какие нам знания в ребёнка сейчас заложить, чтобы ему во взрослой жизни они пригодились. Если всё так быстро развивается, то пока ребёнок вырастет, технологии уже могут поменяться, правильно? Значит, понадобятся какие-то новые знания.
То есть, нам нужно в первую очередь сформировать в ребенке адаптивность, умение подстраиваться к новым обстоятельствам, к новым условиям, легко обучаться и, конечно же, коммуницировать. И вот за всё за это отвечает эмоциональный интеллект, поэтому если сегодня мы что-то и можем заложить нужное и полезное в наших детей - это как раз основы по эмоциональному интеллекту.
Все нормальные родители хотят, чтобы ребёнок был счастливым, успешным, здоровым, благополучным в том числе и в финансовом отношении, а вот что точно ему поможет быть таковым – это большой вопрос. На мой взгляд, и на взгляд многих психологов и многих адекватных родителей, конечно же, ребёнку помогает в первую очередь поддержка, вера в его силы и способности. Знание и примеры о том, как справляться с неудачами.
Покажите такого человека, кто умудрился прожить жизнь и ни разу не столкнуться с неудачей или с критикой в свой адрес. Поэтому, если мы научим ребёнка именно справляться с возникающими проблемами и разными жизненными ситуациями, научим общаться друг с другом (и, конечно же, нравственные устои никто не отменял), то это и будут те базовые знания, которые пригодятся ребёнку в любом случае. И вот это точно мы можем в него заложить сейчас.