Найти тему
Сергей Е.ДИНОВ

СЕРГЕЙ СТЕБЛОВ. Я ЗНАЮ, КАК СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ.

Прикрывались от невзгод даже в офисе.
Прикрывались от невзгод даже в офисе.

(полный цикл производства фильма с продолжением)

В этом проекте для телевидения, так называемом «тиви-муви», с самого начала всё пошло наперекосяк.

Два фильма по заказу «Стар-медиа» мы сняли вполне успешно.

Третий начинался со скрипом с первого этапа, сценарного.

Молодая, симпатичная женщина, лет тридцати, успешно отработала с нами на втором проекте в качестве второго режиссера. Грамотная, работоспособная, она вытягивала съемочный процесс, помогая именитому театральному режиссеру в «адаптации» к телепроизводству.

С Андреем Житинкиным мы были знакомы по мюзиклу «Бюро счастья» с Людмилой Марковной Гурченко. В качестве исполнительного продюсера, проработал с ним над театральным проектом полтора года.

На наш второй телепроект я пригласил Житинкина в качестве режиссера-постановщика, пытаясь обеспечить ему как бы «стартовый» кинодебют, чтобы затем получить финансирование на полнометражный фильм по совместному сценарию «Санитар».

Позже можно будет рассказать и об этом периоде жизни в шатком и непредсказуемом кинопроизводстве.

В монтажно-тонировочном периоде второго проекта я много беседовал с «милой дамой», Вторрежем, как называл второго режиссера наш Продюсер, рассуждали с ней о возможных, дальнейших, совместных проектах, рассказывал о своем опыте замдиректора, продюсера и сценариста уникальной анимационной студии «Кристмас филмз».

Эмми за "Гамлета".
Эмми за "Гамлета".

По завершению второго проекта для телевидения, Вторреж отбыла к родителям в родной город, через месяц прислала сценарий.

Сюжет комедии разворачивался в анимационной студии.

Ладно, - подумал я тогда, как продюсер, - содрала мои идеи об анимации и переврала, совершенно не зная особенности производства мультипликационных фильмов.

Продюсеру ее сценарий понравился.

- Прикольно! – решил он и переправил сценарий генеральному продюсеру.

Генпродюсер «Стар-медиа» В.Р-н вроде тоже одобрил сценарий, переслал редактуре федерального телеканала, для согласования. Получил сногшибательную рецензию.

«Что за хрень вы нам прислали?! Идиотизм и примитив! Исправляйте!» - примерно так ответили в редакции.

Как исправлять, наша Вторреж не знала, тем более, что я уличил ее в заимствовании, помогать в переписывании сценария не собирался.

Мой Продюсер и компаньон передал сценарий мне с категоричным предложением переписать самому.

- Аванс на производство фильма под этот сценарий уже получен. Надо выкручиваться, - заявил он. – Ты - учредитель нашей конторы и сценарист. Вот и выручай.

В такие «выручательные» моменты по моей киношной жизни, с времен киностудии им. М.Горького, подсознание всегда подсказывало, надо «сваливать» с таких проектов или «закрывать» их. Но тут телепроект по ЗАО (Закрытое Акционерное Общество), где я был соучредителем. Авансом была получена треть бюджета фильма, начались расходы.

Надо работать, отрабатывать.

- Пока не будет режиссера на проекте, переписывать сценарий не буду! – уперся я. – Любой режиссер будет адаптировать сценарий под себя, под свои замыслы, идеи, чувства, под свой жизненный опыт!

- Разумно, - согласился Продюсер и спросил:

- Ты же работал со Стебловым-младшим?

- Удалось посотрудничать только на подготовительном периоде в студии нашего общего знакомого, театрального режиссера и генпродюсера В.К-ого.

- Если возьмем режиссером-постановщиком Сергея, можно будет позвать его отца на роль директора анимационной студии. Думаю, Стеблов-старший согласится сниматься в проекте своего сына! – рассуждал Продюсер. – Народный артист придаст высокий статус нашему фильму, и его точно возьмут в эфир федерального телеканала.

- Мне нравится Сергей Стеблов. Нравится его мужской характер, его интересные задумки, как режиссера, - осторожно рассуждал я, где-то подспудно понимая, что с нашим выпивающим Продюсером он может не сработаться.

Пусть земля, как говорится, Продюсеру будет пухом. После завершения четвертого проекта по нашему ЗАО, через год он умер от инфаркта в 53 года. Об ушедших или хорошо, или…

Как же тогда рассказать обо всех наших мытарствах при производстве последнего фильма режиссера Сергея Стеблова в мирской жизни и его уходе в монастырь?!

По-другому никак! Чуть сглаживая острые углы конфликтов, недоразумений кинопроизводства, внутренних интриг, откровенного вредительства некоторых членов съемочной группы, разворовывания администрацией бюджета фильма.

- Нравится, - приглашай на переговоры, - решил тогда Продюсер.

- Сергей умный, проницательный, грамотный профессионал. Порой он слишком откровенен в своих резких высказываниях, если начинает отстаивать свою точку зрения, - я пытался заранее подготовить Продюсера к возможным конфликтам. – Поэтому у него не сложились производственные отношения с нашим общим знакомым В.К-ким.

- Если он будет режиссером на нашем проекте, его отец согласится сниматься, - настаивал Продюсер.

Сын и отец
Сын и отец

В наш офис на Старой Басманной улице Сергей пришел на следующий день. Остроумный, обаятельный, крепкий парень, с лицом бойца или «революционера», как выразилась Замдиректорша нашей группы. Женской половине съемочной группы Сергей сразу понравился. За дружеским чаепитием началось обсуждение проекта. Продюсер присматривался к Стеблову-младшему из-за «командирского» стола и тоже остался доволен знакомством.

На другой день мы приступили с Сергеем к переписыванию сценария.

«Приколы» членов съемочной группы и недоразумения начались меньше, чем через неделю. Замдиректорша нашей группы обиделась на Сергея, когда он назвал ее мамой. «Мама» оказалась ровесницей Стеблова-младшего и не смогла стерпеть подобных шуток, затаила, если не злость, то мерзкое, мелкое чувство мстительности, что и проявилось позже в полной мере.

На переработку сценария нам дали в Сергеем пару недель. Думаю, мы справились. Отмахивались от навязчивых советов, подначек, шуточек группы, также, пока в шутку, прикрылись зонтиком «от посторонних нападок», как и получилось образное фото, прилагаемое в самом начале этой заметки.

Пока писали-переписывали сцены, корпели с Сергеем над сценарием, засиживались в офисе допоздна.

Меня поразила и запомнилась фраза Сергея в первый же вечер наших «засиделок», как он выразился, перед уходом с работы. Офис находился между метро Курская и Бауманская. К метро Курская идти было гораздо ближе, но Сергей предложил пройтись до Бауманской.

- До Курской мы будем идти через бомжей, пьяниц и черные тоннели, - сказал он. - По пути к Бауманской будем проходить церковь Никиты Великомученика, Богоявленский собор в Елохове.

Он уже тогда искал свой путь к храму.

На фото и видеопробах актеров на роли начались прямые столкновения режиссера не только с Продюсером. Тогда я сделал, как мне показалось в тот момент, правильный «ход конем», договорился с Продюсером, что буду помогать Сергею в качестве второго режиссера. Стеблов-младший с радостью согласился.

Продюсер напрягся, когда я всячески стал ограждать Сергея не только от ворчания и придирок самого Продюсера, но и от шуточек членов съемочной группы, от подколов «молодого» режиссера, заявив, что кино у нас – режиссерское, надо дать шанс Сергею осуществить задумки и снять фильм, тем более, с таким (как впоследствии по жизни выяснилось!) парадоксальным названием «Я знаю, как стать счастливым».

К концу августа 2007 года мы с Сергеем вырулили комедийный сюжет сценария на историю вредной, своенравной, капризной молодой девушки, которая едва не погибает при падении метеорита в городе.

Кадр из фильма. Взрыв метеорита.
Кадр из фильма. Взрыв метеорита.

Приблизительно, за пять лет «до», словно предчувствовали падение челябинского метеорита 15 февраля 2013 года.

По сюжету будущего фильма, после взрыва метеорита, оглушенная и обугленная, наша героиня как бы «обнуляется», начинает жизнь заново, словно инопланетянка, прибывшая с другой планеты, чтобы познать на Земле чувство любви. В таком полубессознательном состоянии ее и застает наш главный герой, художник и режиссер-мультипликатор, пребывающий в творческом кризисе. Наконец-то, он нашел свою Музу.

Эту роль изумительно исполнил Сергей Шнырёв.

Сергей Шнырёв. Репетиция эпизода фильма.
Сергей Шнырёв. Репетиция эпизода фильма.

На фото- и видеопробы Стеблов-младший выбирал по фото, приглашал актрис, которые, по его мнению, наиболее подходили на эту роль. Режиссеру понравились три актрисы.

Двух актрис отверг Продюсер. Сергей начинал злиться.

Задорная и смешливая. Фотопробы к фильму.
Задорная и смешливая. Фотопробы к фильму.
Реальная "инопланетянка". Фотопробы к фильму.
Реальная "инопланетянка". Фотопробы к фильму.

Третья, как мне помнится, Юлия Маврина, вполне подходила на роль «инопланетянки». Изящная, стройная. С огромными глазищами.

Юлия Маврина. Фотопробы к фильму.
Юлия Маврина. Фотопробы к фильму.
Очень подходила на роль "инопланетянки". Фотопробы к фильму.
Очень подходила на роль "инопланетянки". Фотопробы к фильму.

- Барби, - заявил Продюсер, начал упираться, что эта актриса «засветилась» в сериале на СТС и с ней фильм не возьмут на федеральный телеканал.

Сергей, молча, прервал дальнейшие видеопробы и ушел домой. Как второй режиссер, я до позднего вечера руководил съемкой и «пробами» в офисе, чтобы предоставить «полное» портфолио Генеральному продюсеру и, так называемый, «дрим-каст». Новомодное словечко, обозначающее двойные фото претендентов на главные и второстепенные роли.

Оказывается, всё было давным-давно решено «сверху».

Актриса Лена Захарова очень прилично сыграла в телепроекте нашей студии «Удачный обмен» (режиссер А.Житинкин). Телеканал пожелал ее видеть в главной роли и в проекте режиссера-постановщика Сергея Стеблова.

Фотография актрисы несколько успокоила Сергея.

Актриса Елена Захарова
Актриса Елена Захарова

Но и тут режиссера обманули, подтасовали, так сказать, карты… фотокарточки.

Когда Лена пришла к нам в офис на встречу, Сергей расстроился. Лена - замечательная актриса, но она была старше предполагаемой героини, каким ее образ задумал Сергей.

Фотопробы к фильму.
Фотопробы к фильму.

Я начинал понимать, для режиссера-постановщика проект может вообще не состояться. Попытался, не как второй режиссер, как соучредитель нашего ЗАО, убедить Сергея, что этот фильм все-таки несет на себе коммерческую составляющую и генпродюсеру необходимо, чтобы федеральный телеканал купил право показа уже на стадии сценария и утвержденных актеров на главные и второстепенные роли, согласно портфолио и «дрим-касту».

Общими усилиями убедили Стеблова-младшего согласиться с выбором Лены Захаровой на роль Неи- «инопланетянки».

С дополнительной анимацией режиссера-мультипликатора Влада Барбе фильм мог получиться изумительным и необычным.

Нея в поисках земной любви. Композ к фильму Влада Барбэ.
Нея в поисках земной любви. Композ к фильму Влада Барбэ.

Сергей Шнырев не подвел молодого режиссера. Он сразу включился в предложенную игру и прислушивался к советам Стеблова-младшего.

Два Сергея, Стеблов и Шнырев. Режиссер и актер. Фото с репетиции эпизода.
Два Сергея, Стеблов и Шнырев. Режиссер и актер. Фото с репетиции эпизода.

Лена же, после работы с известным, театральным режиссером А.Житинкиным начала «показывать» свой характер, вредничать, предлагать «молодому» режиссеру-постановщику свою трактовку ее роли, учить актерскому мастерству. Сергей стоически терпел «непослушание» актрисы где-то до первой трети съемочного процесса.

Бывали и хорошие моменты. Примерка необычного костюма для актрисы.
Бывали и хорошие моменты. Примерка необычного костюма для актрисы.

Как мог, в качестве второго режиссера, я сглаживал конфликты на съемочной площадке, проводил умиротворяющие беседы с актерами, членами группы, иногда откровенно ругался, практически, со всеми, включая Продюсера.

Замдиректорша приспособилась, всячески обхаживала Продюсера, предлагала на съемочной площадке то кофе, то чашечку коньячка или водочки.

Я злился, ругался с обоими, если заставал их в офисе или на площадке за такой «идиллией». Понятно, что и для Продюсера я стал «плохим», вредным и несговорчивым.

К примеру, готовимся к съемкам близ Третьяковки. Одна диалоговая сцена между главными героями должна была сниматься у прекрасного фонтана в виде чугунных картин в золоченых рамах. Лена и Сергей Шнырев должны были сидеть на мраморной скамейке, беседовать о превратностях любви. Была уже поздняя осень.

Имея большой опыт кинопроизводства, я посоветовал Замдиректорше заранее подстраховаться, договориться, на всякий случай, с ближайшим кафе, чтобы, в случае дождя или резкого похолодания, перенести съемки в теплое помещение и не «морозить» актрису на мраморе.

Что вы думаете, меня послушали? Продюсера, может быть, и послушали бы. Но второго режиссера? Обойдется!..

- Па-агода будет нормальная! – заявила Замдиректорша. – Прогноз слушала.

В итоге, приезжаем на съемки к фонтану на Третьяковке. Идет мелкий дождь, постепенно превращаясь в колючий снежок. Лена отказывается сниматься в холоде, даже сидя на мраморе скамейки на подложенной подушке. Посинели на ветру оба. И Шнырев, и Захарова.

Можно было бы сразу «придушить» Замдиректоршу группы или уволить с проекта, но второй режиссер право на это не имеет. Демонстративно продышался в стиле «у-шу», успокоился, объявил перерыв, отправился искать теплое кафе для нужного эпизода.

Напротив, недалеко от фонтана располагалось кафе, с названием, которое лично мне подходило под «упёртую» фамилию: «Альдебаран».

Киношников продолжали уважать. Администрация кафе любезно согласилась на съемки, провела меня по помещениям. Зальчики оказались маленькими, тесными, с узкими проходами между столиками. Развернуться съемочной группе с осветительной и съемочной аппаратурой было негде. Поблагодарил администрацию кафе, отправился на поиски другой «съемочной» площадки.

Злопамятная Замдиректорша «мстила» нам с режиссером, как могла. Мелко пакостила, скажем так. Пока Сергей Стеблов репетировал следующую игровую сцену с Леной Захаровой, Сергеем Шныревым, молодой и задорной актрисой Зайцевой, Замдиректорша накормила группу теплым комплексным обедом, который в пластиковых контейнерах привезли по заказу. Два полупрозрачных контейнера с едой, для меня и режиссера, положила в мерзлую траву, мол, холодными блюдами обойдетесь.

Актриса Любовь Зайцева, режиссер-постановщик и главный герой фильма. Репетиция эпизода.
Актриса Любовь Зайцева, режиссер-постановщик и главный герой фильма. Репетиция эпизода.

С администрацией кафе «Бубновый валет» при Третьяковской галерее я легко договорился о съемках в одном из залов полуподвального помещения. Помимо небольшой оплаты, попросили «прикупить» что-нибудь из еды, кофе, бутерброды. Нам как раз нужно было столик сервировать. Лена захотела молочный коктейль. Сергей Шнырев попросил только чай.

Наличных денег у нашей вредной Замдиректорши, типа, при себе не оказалось. Мы со Стебловым-младшим скинулись, как мне помнится, по три или четыре тысячи.

Перенесли съемки эпизода в теплое кафе.

Спокойно, без нервов отсняли нужный эпизод.
Спокойно, без нервов отсняли нужный эпизод.

Можно ли, в принципе, снимать фильм в таких условиях, спросите вы? Через тернии к… экрану.

Продолжали. Упирались. Включились со Стебловым-младшим в игру на преодоление препятствий. Киношный «стипль-чез». Хотелось снять необычный фильм.

Сергей подготовил и себе в фильме небольшую, эпизодическую, необычную, философскую роль «Уборщика».

- Зачем вы так уделали режиссера? - спросил Полицеймако.
- Зачем вы так уделали режиссера? - спросил Полицеймако.

На вопрос персонажа, которого сыграл замечательный актер с прекрасным чувством юмора, Михаил Полицеймако, сын актера Семена Фарады:

- Где у нас тут выход?

Михаил Полицеймако.
Михаил Полицеймако.

В полутемном помещении ресторана «Уборщик» невольно подслушивая разговор двух подвыпивших посетителей, указал на световое, зеленоватое табло «Выход», но сказал:

- Выхода в этой жизни вы не найдете. Но попытаться можно.

Композ к фильму Влада Барбе.
Композ к фильму Влада Барбе.

(продолжение следует)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц