Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен 8 ноября на пресс-конференции в Брюсселе объявила о том, что возглавляемый ею орган рекомендовал Совету ЕС «открыть переговоры с Украиной и Молдовой о вступлении в Евросоюз», а Грузии предоставить статус кандидата.
По факту это означает, что в случае, если это решение будет поддержано Советом ЕС на саммите в Брюсселе 14 — 15 декабря, то переговоры о вступлении с Украиной и Молдовой могут начаться немедленно. Только на самом деле переговоры начнутся не сиюминутно. Дело в том, что до начала марта 2024 года Киев и Кишинев должны выполнить целый ряд условий Еврокомиссии, а о выполнении этого своеобразного «домашнего задания» потенциальными членами ЕС Еврокомиссия предоставит отчет Совету Европейского Союза, который в случае его одобрения примет план переговоров со своими вероятными новыми членами.
В чем же заключается «домашнее задание»?
Что касается Украины, то от нее потребуют проведения реформ по борьбе с коррупцией, а это в первую очередь подразумевает недопущение влияния олигархов на процесс принятия решений уполномоченными органами, и создания ряда законов, направленных на защиту прав национальных меньшинств.
Молдова должна будет предпринять действия, направленные на совершенствование функционирования судебной системы, прокуратуры и иных антикоррупционных органов, а также принять решительные меры, направленные на деолигархизацию.
Задачи достаточно сложные, если не сказать, трудноисполнимые за столь короткий срок. Только чиновники в Брюсселе верят в государственную мудрость и решительность руководства Украины и Молдовы и утверждают, что такие короткие сроки взаимно согласованы.
Депутаты Европарламента на заседании своего комитета по иностранным делам отметили впечатляющий прогресс Украины в деле реформирования различных сфер жизни общества, поэтому приветствовали решение Еврокомиссии. Но при этом еврокомиссар по вопросам соседства и расширения ЕС Оливер Варгеи, говоря об Украине и Молдове, напомнил формулу расширения Евросоюза, предложенную Еврокомиссией: чем быстрее государство-кандидат будет проводить реформы, тем быстрее она вступит в ЕС.
Еврокомиссар дал понять евродепутатам, что несмотря на возможное одобрение со стороны Совета Евросоюза (возможное, потому что одобрить его должны все без исключения 27 членов ЕС), переговоры с Украиной и Молдовой будут длительными и не факт, что результативными.
И вот почему. То самое «домашнее задание» представляет собой достаточно серьезные и масштабные политические преобразования, которые требуют не «кавалерийского наскока», а кропотливой работы на протяжении нескольких лет. Ранее председатель Европейского Совета Шарль Мишель озвучивал идею принять Украину в ЕС к 2030 году, но даже эта дата не совсем реалистична, если учесть не только борьбу с цветущей буйным цветом коррупцией, но самое главное, — поиск приемлемого для своих европейских партнеров выход из конфликта с Россией. Пока конфликт не погашен, Украине будет точно не до реформ, потому что функционирование государственной власти в подобных условиях не заточено под реформы.
Даже если реформы будут проводиться форсированно, для этого необходимы серьезные инвестиции. Сами же реформы должны максимально привести в соответствие законодательство стран-кандидатов законодательству ЕС, должна быть выработана единая внешнеполитическая линия. Именно единой внешнеполитической линией ЕС сможет шантажировать Украину, заставляя ее либо продолжать военные действия, либо пойти на переговоры с Россией. Вполне возможно, что приглашение в Евросоюз от Урсулы фон дер Ляйен — ничто иное, как попытка надавить на Зеленского и заставить его согласиться на дипломатическое урегулирование конфликта, тем более что Европа уже порядком подустала от него и сама находится далеко не в лучшей экономической форме.
Молдова и Украина в случае вступления в ЕС потребуют значительных вложений в себя со стороны Брюсселя. Добрый десяток нынешних государств ЕС от этого не в восторге. Десятки миллиардов евро, которые общеевропейский бюджет должен будет влить в экономику Украины и Молдовы станут серьезным бременем для Польши, Румынии, Венгрии, Греции, Испании и Португалии, которые к этому просто не готовы. А раз так, то голосовать за новых членов ЕС они вряд ли будут, ощущая, что худшие времена для их экономик еще впереди.
Если и расширять ЕС к 2030 году, то нужно это сделать «пакетом» из всех тех, кто уже достаточно долго топчется на его пороге, иначе долгосрочные «ждуны» просто не поймут стремления Брюсселя пропустить вперед Украину и Молдову. «Пакет» же окажется непомерно затратным.
В Киеве и Кишиневе не должны питать излишних иллюзий относительно быстрого вступления в «европейскую семью», потому что цель «семьи» — максимально дистанцировать колеблющиеся и не способные определиться с выбором государства Европы от России для обеспечения своего геополитического превосходства.
Автор статьи: Александр Черный