Важнейшее заявление сделал президент Российской Федерации Владимир Путин 3 ноября на встрече с новым составом Общественной палаты:
«У нас в структуре роста экономики 43% — перерабатывающее производство. Когда-то в нас тыкали пальцем, что мы экономика-бензоколонка, теперь это меняется».
И во многом стимулом для явных позитивных сдвигов в экономике стали западные санкции. Казалось бы, в условиях беспрецедентного экономического прессинга даже удержать экономику от падения было бы подвигом. Но российская экономика демонстрирует устойчивый рост. И те, кто желает зла России, начинают заискивать перед ней. Этот момент тоже нашел отражение в обращении Владимира Путина:
«Когда мы становимся самодостаточными, тогда меньше желающих нас из каких-то организаций исключать. Будет все больше и больше желающих извиниться и пригласить к совместной работе по самым различным направлениям деятельности».
Знаю, что сейчас вылезет немало критиков из либерального болота. Они назовут слова российского президента неподкрепленными фактами и начнут манипулировать какими-то цифрами. При этом, конечно, будут сопровождать свои рассуждения эмоциональным воем о том, что Россия катится в пропасть. Поэтому тоже хочу обратиться к цифрам.
Даже весьма недружественный Международный валютный фонд дает прогноз по росту ВВП в России в текущем году до 2,2%. В этом же выступлении Владимир Владимирович отметил, что до конца года рост может превысить прогнозы МВФ и составить «2,8%, 2,9%, а то и 3%». При этом глава российского государства подчеркнул, что этот показатель в ведущих странах ЕС будет иметь минусовое значение.
На мой взгляд, ВВП как показатель развития экономики является неполным, а посему не совсем корректным. Рассмотрим иные важнейшие показатели. Как было сказано выше, растет процент переработки в структуре экономики. Это очевидная тенденция. Только за последние четыре месяца этот рост составил 10%. Темпы роста товарооборота к соответствующему месяцу прошлого года увеличились с 107,8% в апреле до 110,0% в июне и 110,5% в июле.
Но в этой ситуации наиболее интересным, на мой взгляд, является рост инвестиций в российскую экономику. Если в начале текущего года он был на уровне арифметической погрешности, то уже во втором квартале составил 112,6%. С учетом нынешних реалий в условиях санкций это фантастический прорыв.
Но и здесь, уверен, у недругов и скептиков найдутся «аргументы» в духе «цифры на хлеб не намажешь». Да, действительно, главным мерилом развития экономики должно быть благосостояние людей. Здесь я хочу привести еще две цитаты Путина:
«Используя бюджетные механизмы и денежно-кредитные инструменты, мы поддержали спрос в экономике, а значит, обеспечили работой предприятия и компании и при этом не допустили раскачки цен».
«Опережающим темпом относительно роста цен мы индексируем пенсии и социальные пособия, выплаты, увеличиваем минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум».
То есть, проще говоря, все меры направлены в первую очередь на рост благосостояния простых граждан. И плоды этой политики мы уже отчетливо видим. Четыре месяца наблюдается не только десятипроцентный рост обрабатывающих отраслей промышленности, но и рост реальной заработной платы. За этот период он превысил десятипроцентную отметку.
Большое социальное значение имеет и поддержка государством малого и среднего бизнеса. Для этого российским руководством принята система мер, которая включает зонтичный механизм кредитования и создание специального инструмента, позволяющего банкам участвовать в инвестиционных проектах. Это очень важный момент — переориентация банковской системы с ростовщическо-паразитической на инвестиционную. В мире уже существует такая практика и представлена она исламским банкингом. И она показала свою эффективность и устойчивость в условиях кризисов.
И это не единственные факторы роста российской экономики и ее показатели. Да, есть проблемы. Но очевиден факт — западные санкции во многом стали триггером роста экономики России и ударили рикошетом по их инициаторам. Бумеранг вернулся стремительно.
Автор статьи: Юрий Уваров