Не сотвори себе кумира
___________________________________
Сегодня я начинаю новую серию рассказов о прославлении своего первого командира корабля, капитана первого ранга Пыкова Владимира Николаевича, боевого офицера, легенды Военно- морского флота. Корабль, которым он командовал, когда я пришёл служить желторотым, но гордым и независимым лейтенантом, назывался легкий артиллерийский крейсер"Мурманск"проекта 68 бис.
В то время крейсер был флагманом Северного флота. Это был корабль первого ранга и по армейским понятиям он приравнивался к полку. Еще до недавнего времени это был лучший из четырнадцати самых крупных кораблей ВМФ. Командовать такими кораблями назначали лучших в ВМФ офицеров-надводников.
Бог меня не обидел, и много хороших людей я повстречал за свою жизнь, в том числе и командиров, но это был блестящий офицер. Он был Настоящим Человеком. Он был лучшим!
Мои рассказы будут от третьего лица, написанными не документальным и сухим описанием высоких человеческих качеств Владимира Николаевича. Это будет повествование о необычных качествах одного из лучших людей в истории человечества. На него быть чуточку похожим нужно стремиться молодым флотским офицерам, будующим командирам.
АДМИНИСТРАТОР ОТ БОГА.
Так он называл хороших управленцев, и сам заслуживал такого определения.
Однажды я спросил его:
- Тяжело ли Вам было управлять таким большим кораблём? - Это ты крейсер "Мурманск" что ли имеешь ввиду?- Спросил он меня. И когда я кивнул в ответ утвердительно, он с лукавой улыбкой сказал совершенно ошеломившие меня слова:
- Нет! Как раз "Мурманском" мне было очень легко командовать. Легче, чем всеми остальными вместе взятыми.
Дело в том, что Корабельный Устав КУ-59, документ, определяющий повседневную организацию службы (для военных читателей) и жизни (для сугубо штатских). Так вот, вице-адмирал Евгений Александрович Скворцов в бытность свою командиром навёл образцовый порядок, а командиры боевых частей были ветеранами и дело свое знали туго.
И мне приходилось со стороны следить за процессом службы и, когда нужно, подправлять их работу с помощью своих помощников. На корабле Владимира Николаевича ласково называли "папа Пыков".
-И вообще, Гриша, матрос отслужит три года и уйдёт, мичман-может потерпеть пять лет, а офицеру нужно служить двадцать пять лет,- вдруг сменил он направление разговора. Офицером легче всего управлять. Нужно добиваться понимания твоих требований. А требования должны быть логичными и справедливыми.
А если офицер не понимает, то зажимаешь его бейцы в кулак и поворачиваешь их на девяносто градусов. Ему так хреново становится. А ты немного поворачиваешь кулак в обратную сторону и чуть разжимаешь. И сразу жизнь непонятливого человека становится лазурной и светлой. И всё ему становится и ясно и понятно!
Любил я службу на "Мурманске"- сказал "папа"* Я столько книг не прочел за всю свою жизнь, сколько их прочёл на крейсере.
А ещё история жизни Владимира Николаевича имела такое событие: в тридцать три года Пыков решил для себя освоить классическую музыку. Купил литературу о композиторах, пластинки с классической музыкой, проигрыватель и стал планомерно заниматься.
Через три года Владимир Николаевич в совершенстве овладел мызыкальными классиками и их произведениями. Он мог буквально с третьей-четвёртой ноты угадать любое классическое музыкальное произведение и герои передачи "Угадай мелодию" - отдыхают по сравнению с Пыковым.
----------------------------------------------
Десятого августа две тысячи десятого года я из г.Мурманска отвёз в Североморск на седьмой причал своего друга Пыкова Владимира Николаевича, бывшего командира краснознамённого тяжёлого авианесущего крейсера "Киев".
Его пригласил на выход в море командир сорок третьей дивизии контр- адмирал Глущенко Василий Николаевич (Последователь Пыкова В.Н.) на ТАВКР "Адмирал Кузнецов" ..
В назначенное время, двенадцатого августа "Кузнецов" в базу не вернулся. Оперативный дежурный 7-ой эскадры сказал, что причиной тому являются неполадки с "единичкой"*.
Когда я забрал Пыкова В.Н. с седьмого причала, после возвращения с моря, то по дороге он рассказал мне, что находясь на ходовом мостике "Адмирала Кузнецова" слышал содержание разговора двенадцатого августа примерно в шестнадцать пятнадцать.
-Товарищ командующий, в шестнадцать ноль ноль от "Курска" не поступил доклад об окончании выполнения Упражнения и об освобождении полигона.
-"Ну и Буй с ними! Поставить им двойку за нарушение установленного порядка донесения! А кораблям ордера следовать в главную базу!"
Флагман с ордером кораблей обеспечения следовал в главную базу. И только около точки "Яко", после очередного доклада походного штаба, ордер с командующим флотом развернулся и начал следовать в район выполнения поисковых работ.
Дальнейшие действия подробно описаны в материалах спасательной операции...
Могли ли повлиять на результаты спасения экипажа своевременные поисковые мероприятия, я не могу утверждать. Но это бы точно ускорило установление контакта с подводниками и соответствовало лучшим традициям морской практики...
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Сага о настоящем человеке
9 ноября 20239 ноя 2023
1998
4 мин
4