Многим родителям кажется, что дети - это маленькие взрослые, просто они в силу возраста и размера меньше знают. Приходя на консультация, родители рассказывают, что стараются все объяснять ребенку, но жалуются, что раздражаются из-за того, что любимое чадо их не слышит и не делает, как они просят.
Изучая детское мышление, речь и механизмы формирования понятий, швейцарский психолог Ж.Пиаже первый поставил проблему развития ребенка как проблему качественную, первый показал, что мышление ребенка качественно отличается от мышления взрослого человека, а не просто тем, что ребенок меньше знает и умеет, ребенок думает иначе, чем взрослый человек. Это очень важно понимать родителям!
Ж.Пиаже был уникальным и продуктивным исследователем, который написал 52 книги, большие монографии и 462 статьи, более 20000 страниц. Привычку излагать свои мысли на бумаге, он выработал еще со школьного возраста, взяв за правило писать по несколько страниц в день и никогда не изменял своей привычке. Отец Жана был историком и очень не хотел, чтобы его сын выбрал ту же науку. Он говорил, что в истории нет настоящих фактов и всегда на белое можно сказать черное, в зависимости от идеологии времени. Пиаже в школе увлекался биологией и свою первую статью написал в 11 лет. В парке на берегу озера он заметил белого воробья и описал данный феномен в заметке, которую затем опубликовали в журнале.
В дальнейшем, изучая развитие детей, Пиаже поставил ряд экспериментов, которые может повторить любая мама или папа! Используя методы Пиаже, любой родитель может получить те же достоверные факты, что и великий швейцарский ученый.
Во времена Пиаже (1896-1980) главенствовал такой метод исследования как тесты. Жан Пиаже, стандартизируя тесты С.Берта, обратил внимание на ошибки, которые делает ребенок, выполняя данные задания и стал исследовать развитие логики детей. Тесты фиксируют то, что у ребенка уже сформировано, но не показывают, как они сформировались. К тестам можно подготовиться, натренироваться, выучить, потому они теряют свое значение, тем более, что сейчас они стали доступными и для педагогов, и родителей, и всех желающих. Пиаже, основываясь на мнении Крепелина о том, что нельзя поставить диагноз на основании симптома, а нужно искать первопричину, разработал новый метод - метод клинической беседы, т.е. разговор с ребенком на темы далекие от его опыта.
Почему облака движутся? Почему воздушный шарик поднимается вверх, а мячик падает? Почему река течет? Отвечая, ребенок конструирует свой ответ и говорит то, как он думает. Такую беседу родителям проводить достаточно сложно, трудно не подсказывать ребенку и не давать ему правильных, готовых ответов. Пиаже считал, что методу клинической беседы нужно учиться целый год под руководством профессора. На основе этого метода Пиаже провел исследования о представлениях ребенка о мире, где описал несколько важных фактов:
- Феномен интеллектуального реализма. Он проявляется в том, что дошкольник думаете, что, например, луна идет за ним и останавливается тогда, когда останавливается он. Ребенок в данном возрасте видимое принимает за действительное.
- Феномен анимизма. Ребенок приписывает неодушевленным предметам чувства и эмоции. Например, Пиаже спрашивал детей, если я сейчас оторву пуговицу от пиджака, будет ли ей больно, почувствует ли она? Дети в дошкольном возрасте дают положительный ответ.
- Феномен артификализма (искусственно сделанный). Явление природы сделаны руками человека. Как появилось солнце на небе? - Его туда Бог положил, был ответ детей. Как появились звезды на небе? - Их туда космонавты доставили, отвечают современные дети. Почему двигаются облака? Дети отвечают - Там есть моторчик!
Швейцарский психолог описал и другие феномены такие, как нечувствительность к противоречиям, суждение по аналогии, отсутствие представлений о сохранении, феномен морального реализма и прч.
Пиаже использовал методику незаконченных предложений, ныне широко распространенную в разных вариантах, исследуя, как ребенок понимает союзы причинности (потому что, поэтому). Например, мальчик упал с велосипеда, потому что... сломал ногу, отвечает ребенок. Это феномен носит название феномена соположения высказываний, когда причинный союз заменяется по смыслу соединительным союзом.
Вы сами можете провести эксперименты Пиаже, например, выявляя представление о сохранении.
Возьмите 10 одинаковых пуговиц, бусинок или кружочков. В одном ряду расположите 5 и также в другом 5 как на рисунке.
Спросите ребенка: Одинаковое ли количество пуговиц в каждом ряду? (Можно их пересчитать)
Затем раздвиньте пуговицы в верхнем ряду как на картинке.
А теперь осталось ли в каждом ряду поровну или в каком-то стало больше?
Ребенок до 6 лет ответит, что в верхнем ряду пуховик стало больше.
Еще один эксперимент.
Начертите две линии. Одинаковой ли длины палочки? Да, ответит ребенок.
А теперь остались ли палочки одинаковыми или одна стала длиннее ?
Еще один феномен, описанный Пиаже, называется феномен морального реализма. Вы так же можете, используя метод швейцарского психолога, исследовать моральные суждения вашего ребенка дошкольного возраста. Расскажите вашему сыну или дочке две короткие истории:
- мальчик играл в своей комнате. Его позвали обедать. Он открыл дверь, а за дверью на табуретке на подносе стояли 12 чашек. Чашки упали и разбились.
- Вторая история: мальчик очень любил варенье, но родители ему не разрешали его есть. Когда мамы не было дома, он полез на комод за вареньем и разбил чашку.
Кто сильнее виноват? Ребенок дошкольник ответит, что виноват тот, кто разбил больше чашек.
Надеюсь, родителям понравиться попробовать себя в роли исследователя. Но главное, помнить, что ответы ребенка, отличающиеся от ответа взрослых, абсолютно нормативны до 5-7 лет! И ни в коем случае не стоит ругать ребенка и тем более комментировать в духе „ты, что глупый!?“ „ Ну ты даешь, посмотри еще раз!“
И если вы неуверен, что ваш ребенок развивается нормально, лучше проконсультироваться со специалистом, продиагностировать ребенка и убедиться, что он развивается согласно возрастным нормам, а если нет, то ранее выявление проблем легче поддается корректировке! Мозг ребенка наиболее пластичен до 7 лет, поэтому, чем раньше начать коррекцию, тем лучше будут результаты!
Берегите себя и своих детей!
Запись на консультации в телеграмм @Anna Stollenwerk
Автор: Штолленверк Анна Романовна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru