Мы семьей с удовольствием смотрим этот сериал… или reality шоу (?). Причем повторы смотрим с не меньшим интересом.
Задаюсь вопросом, почему это шоу притягивает, а его аналоги, в особенности те, что воспроизведены Первым каналом вызывает безразличие?
Попытаюсь разобрать это шоу по косточкам, и даже представить себе, как оно на самом деле снимается. Это моя субъективная точка зрения, и она не отрицает наличие иных точек зрения. Итак, поехали…
Участники шоу очень тщательно подбираются. Это могут быть известные люди, например, стройная бабушка с морщинками, в прошлом – олимпийская чемпионка по плаванию, известные спортсмены, или простые люди, вроде как прямо с улицы. Но всех их объединяет то, что они внешне симпатичны. Даже простые участники кого-то напоминают, кто – Джорджа Клуни, кто еще какого-нибудь из популярных актеров или актрис. Иными словами, все, кто попадает в это шоу – проходят тщательный кастинг на предмет похожести на уже знакомые зрителю популярные образы.
Наиболее полюбившиеся участники-актеры могут играть в «Последнего героя» несколько раз. Помимо внешней привлекательности, участники шоу должны обладать историей, которой зритель будет либо очень симпатизировать, либо, в редких случаях, которую зритель будет воспринимать слегка негативно, но обязательно – эмоционально. Важна семья, по которой участник будет скучать на протяжении всего шоу, иногда проливая крокодильи слезы. Дети – обязательно, причем доля детей с отклонениями - зашкаливает. Безусловно, все участники мечтают использовать свой возможный выигрыш на решение своих семейных проблем… Участники шоу представлены зрителю так, чтобы он чувствовал, что они такие же, как он, и ничем от него не отличаются. Зритель должен быть уверен, что он попал не в сказку, а привычный ему круг общения. Он свой среди своих.
Теперь про идею самого Шоу. У нас подобные шоу с легкой руки кого-то именуются «Герой». У австралийцев это «Выживший». И тут огромная разница. Разве может человек, который врет, строит козни, совершает подлости быть героем? У австралийцев – нет. Да и ихней зритель бы этого и не понял. Ведущий, часто обращаясь к участникам, спрашивает – вы хоть раз за игру говорили правду? Какую самую большую пакость на игре вы совершили? Эту особенность понимают все, и ведущий, и участники. Смысл происходящего сводится к тому, как в крупной современной компании должен вести себя человек, чтобы сделать успешную карьеру. Может именно поэтому и название шоу – reality? Устранить более успешного конкурента, не вызывать излишней зависти коллег, не провоцировать негативные эмоции, порой – просто «подсидеть» соседа. Увы это достаточно жизненные и знакомые многим ситуации. Более того, чем выше человек продвигается по служебной лестнице, тем больше он становится зависим от тех, кому он насолил – ведь окончательный вердикт выносить тем, кого он «выжил», они становятся членами жюри. А это архисложно. Шоу в высшей степени интересно именно с этой стороны, психологической. И она отработана великолепно. Кстати, поэтому, даже зная, кто победит, шоу с интересом смотрится повторно.
Локация шоу. Остров в Океании. Вроде необитаемый, но очень хорошо обустроенный. Общая панорама хорошо представлена с коптера и понятна. Пляж, где вроде как живут в тяжелых условиях участники и площадки «испытаний», с учетом съемок с дрона, должны находиться достаточно далеко друг от друга, чтобы участники могли добираться туда пешком. Сопоставляя все эти факторы, неизбежно проходишь к выводу, что это все элементы хорошо спланированной развлекательной инфраструктуры, наподобие пансионата, которая широко используется для проведения похожих мероприятий, в том числе корпоративных (кто смотрел «Костедробилку» - здесь нечто похожее), и не зациклена исключительно на этом шоу. Вряд ли участникам позволили бы спать в шалаше, как это представлено, из элементарных соображений безопасности и ответственности устроителей шоу перед его участниками. Никто не отменял пауков, скорпионов, сколопендр, змей и прочей опасной нечисти. Пришли на место, поснимали, как добыли огонь (взаправду добыли), сварили морепродукты, что накануне выловили. Отсняли сюжеты интервью с участниками, строго в соответствии с продуманным и утвержденным сценарием… и разошлись по своим номерам, или бунгало.
Момент первый. Чтобы реально выживать в таких условиях нужно постоянно что-то делать, ведь решение любой бытовой проблемы при отсутствии современных удобств требует гораздо больше времени. А участники, похоже, все время сидят в шалаше и чего-то ждут, загорают, купаются, ищут тотемы, дающие неприкосновенность.
Момент второй. На съемках в лагере племени и на испытаниях участники вроде как без грима. Я часто употребляю «вроде как», когда есть очевидные сомнения. Грим есть, но очень тонкий и профессиональный. При этом, вечером, на Совет племени, чтобы выгнать кого-то, они приходят, словно провели 2-3 часа у стилиста. Ведь даже чтобы сделать «отсутствие прически», но от такого «безобразия на голове» было трудно отвести взгляд, и не любоваться им, требуется гораздо больше усилий, чем сделать обычную прическу. В любой ситуации в процессе игры используется привычный образ каждого актера, как при кастинге и в обычной жизни. Но когда участник попадает в жюри, зрителю нужно продемонстрировать, что он снова попал в цивилизованные условия - его гримируют иначе. Если очень внимательно приглядеться, получается, эффект чрезмерной «напомаженной» неестественности для этого образа, что даже слегка коробит глаз в условиях тропического острова.
Собственно, про сами съемки. Они исполнены выше всяких похвал. Мастерски! Но, согласитесь, невозможно 25-ти операторам постоянно следить за каждым участником, чтобы поймать в кадр, как тот, найдет тотем – индульгенцию от выбытия, или поймать ключевые моменты интриги, что разыгрывается в племени. Прикольно, что когда участникам объясняют правила прохождения испытаний, то приводят примеры совершенно с посторонними спортсменами, в других одеждах и при другой погоде. Многие испытания реально трудно пройти без соответствующих навыков, особенно связанные с эквилибристикой, на уровне цирковой. Зритель видит процесс неудач, и, о Чудо! Кому-то удалось! Но главная цель достигнута - в кино важен эффект трюка своим воздействием на зрителя. А достигнут он путем монтажа, с помощью каскадера, или компьютера – неважно.
Возникает традиционный, в таких случаях вопрос. А был ли мальчик? Ведь когда герой фильма выигрывает в лотерею миллион или половину того (как в «Выжившем»), это не означает, что кинематографический миллион достается ему на самом деле. Хотя в качестве гонорара – вполне возможно. Скорее всего, участник, или актер (даже непрофессиональный) заключая контракт принимает на себя определенные обязательства (включающие в себя не слабую финансовую ответственность, в случае разглашения условий контракта). Он (она) выполняют свою роль и просто получают свой гонорар. У кого роль длиннее, и значимее – гонорар выше. И никаких обид. Участники становятся популярны и их охотно потом используют при съемке рекламы, что также бонус.
Иными словами, все реплики и особенности их ролей актерам известны заранее, и кто выиграет не является тайной.
Если попытаться снять такое «Шоу» способом «подглядывания в замочную скважину», не зная заранее конечного результата, то вряд ли было бы возможно создать столь интересное шоу, и преподнести на суд зрителю законченную и выверенную до мельчайших деталей психологическую интригу. А ведь она получилась намного круче самых навороченных психологических детективов. А на организацию процесса и съемки пришлось бы потратить и в десятки раз больше средств. Монтаж бы вылился в копеечку – ведь выбрать в таком хаосе бесполезного исходного материала интересную сюжетную линию… скорее бы не получилось.
То есть «Последний выживший» - это превосходный сериал, выполненный в духе reality шоу, который увлекает, что зрителю все равно, как это снято. Наверное так…
Хороший экспромт – тщательной подготовленный.