«Истинный художник выражает то, что думает, не страшась столкнуться с вековыми предрассудками», — говорил Огюст Роден, получивший признание только ближе к концу жизни. В начале ХХ века в нём разглядели создателя современной скульптуры и начали сравнивать по степени влияния с Микеланджело. 12 ноября исполняется 183 года со дня рождения французского мастера. Собрали его самые известные произведения.
«Человек со сломанным носом»
Хронологически это первая знаменитая работа художника, но прославилась она позже многих других его скульптур, потому что на Парижском салоне 1864 года «Человек со сломанным носом» с треском провалился. Дело было не только в пугающе реалистичном изображении обезображенного лица, но и в «увечьях» самого бюста. Мастерская Родена располагалась в бывшей конюшне, где ночами порой бывало слишком холодно. Однажды температура опустилась ниже нуля, и у глиняной модели отвалился кусок затылка.
Несмотря на неудачу, скульптор был доволен собой. Об этом он написал годами позже: «С точки зрения упорного изучения натуры, а также искренней непосредственности моделирования я никогда не делал ни больше, ни лучше».
«Врата Ада»
Увлечённый творчеством Данте, Роден живо представлял картины из «Божественной комедии». Поэтому, когда в 1880 году парижское Управление Изящных Искусств заказало у скульптора эту работу, он быстро согласился. Музей, в котором Управление планировало разместить изваяние, так и не был построен, но художник продолжал трудиться над масштабным полотном до конца жизни.
Примечательно, что вдохновлялся Роден воротами Флорентийского баптистерия авторства Лоренцо Гиберти. Микеланджело назвал их однажды «дверями в рай».
«Поцелуй»
Скульптура «списана» с истории знатной итальянской дамы ХIII века Франчески да Римини, которая полюбила младшего брата своего мужа. Он убил пару, застав их за чтением истории Ланселота и Гвиневры. По задумке Родена влюбленные собираются поцеловаться, но губами не соприкасаются: будто погибли они, не совершив греха. «Поцелуем» же скульптуру назвали критики.
В 1882 году произведение должно было стать частью барельефа «Врат Ада», но Роден заменил его другой работой. В Париже на всеобщее обозрение «Поцелуй» выставили в 1898 году, после чего художник получил контракт на изготовление ограниченной партии уменьшенных бронзовых копий скульптуры.
«Граждане Кале»
В 1884 году правительство местечка Кале заказало у Родена памятник, посвящённый подвигу городской знати, который они совершили во время Столетней войны. Кале одиннадцать месяцев находился под осадой Эдуарда III. Изнеможённым от голода жителям британский король предложил условие: они выдают ему на казнь шестерых главных богачей, и он оставит город в покое. Первым пошёл сдаваться Юсташ де Сен-Пьер, за ним — ещё пять человек. В итоге они не пострадали: жена Эдуарда III — Филиппа — вымолила у супруга прощение для храбрых французов.
Власти Кале ожидали, что Роден сделает центральной фигурой композиции главного храбреца — де Сен-Пьера, но вместо этого получили шесть равных изваяний. Художник просил не использовать высокий постамент, чтобы каменные герои находились примерно на одном уровне с людьми. Композицию установили в 1889 году.
Памятник Оноре де Бальзаку
Над заказом от Общества Литераторов Роден трудился с 1892 по 1897 гг. Скульптура получилась своеобразной и на премьере в одной из галерей в 1898 году подверглась резкой критике: многие решили, что художник поступил неуважительно по отношению к любимцу нации и что, работая над этой фигурой, можно было обойтись без экспериментов.
Общество Литераторов тоже не приняло работу. На всеобщее обозрение скульптуру выставили в 1939 году — через 22 года после смерти Родена.
«Ева»
Ещё в 1881 году Роден сделал скульптуру Адама, но несколько лет не мог приступить к созданию образа Евы, представив её в камне только в 1899-м. Возможно, он работал бы и дольше, если бы не увидел изменения в натурщице Адель Абруццезе — девушка забеременела.
Первых людей художник запечатлел в моменте после совершённого ими Грехопадения: послушные и богобоязненные Адам и Ева превратились в смертных грешников. Фигуры должны были располагаться на «Вратах Ада».
«Мыслитель»
Самая известная скульптура Родена тоже должна была стать важной частью «Врат Ада»: изначально она называлась «Поэт» и предполагалась как каменное воплощение Данте. Но со временем конкретный «Поэт» превратился в абстрактного мыслителя с идеальным телом, сидящего на вершине скалы.
Впервые «Мыслителя» выставили на публике в Копенгагене в 1888 году. В 1902 году слегка увеличенная фигура была отлита в бронзе, а через 4 года её установили в Пантеоне. На открытии Роден заявил, что посвятил скульптуру французским рабочим.
Фото: соцсети