— Прикажите мне убить человека, и я это сделаю. И если после вы скажете, что ошиблись… Что ж, мне жаль, но я не виноват. Это армия.
— Может, это ваша армия, майор, но не моя.
Экранизация романа Роберта Харриса, который, в свою очередь, описывает реальный скандал вокруг военного офицера во Франции 19 века
Полковник Пикар, получивший место главы военной контрразведки, узнаёт, что осуждённый недавно за шпионаж офицер Альфред Дрейфус невиновен. По большей части осудили его за еврейское происхождение, проигнорировав тот факт, что в армии есть настоящий шпион, который работает на немцев. Пикар пытается достучаться до вышестоящих офицеров, рассказать о допущенной ошибке, чтобы вернуть Дрейфуса из ссылки и вернуть ему доброе имя, но получает неожиданный отпор. Армия не допускает ошибок, поэтому ситуацию нужно оставить так, как она есть.
Пикар не внимает предупреждениям оставить это дело, и вскоре его отправляют на службу как можно дальше от Парижа. По возвращении он привлекает к процессу известных общественных деятелей, в том числе писателя Эмиля Золя. Именно Золя напишет разгромную статью «J’accuse», то есть «Я обвиняю», где назовёт имена офицеров, скрывающих преступление. Статью опубликуют в газете, она вызовет общественный резонанс, который выльется в череду судебных заседаний и изменит облик армии.
Название статьи, «J’accuse», стало названием и романа, и фильма. Роман Полански, которому на момент выхода фильма было 86 лет, получил за фильм «Премию Большого жюри Венецианского кинофестиваля», «Премию Международной федерации кинопрессы», премии «Люмьер» и «Сезар». И в этом случае все премии заслужены на сто процентов.
Хотя фильм рассказывает об интригах, строится на диалогах и почти лишён экшена, оторваться от него невозможно. «Офицер и шпион» насыщен событиями, в нём нет скучных, ненужных и проходных сцен-филлеров, персонажи яркие, а Жан Дюжарден неотразим в роли идейного офицера.
Особенно интересна еврейская тема фильма. Поначалу кажется, будто это фильм о притеснениях евреев — и этот мотив действительно имеет место — но Пикар не раз заявляет, что не любит евреев, и восстановить справедливость хочет не из-за симпатии к осуждённому Дрейфусу, а из-за принципов и своей веры в армию, которой он посвятил всю свою жизнь. Его борьба — это борьба в первую очередь за себя, за свою честь, свои принципы и идеалы. И на этом пути Пикар демонстрирует поразительную выдержку. Можно по-разному относиться к его поступкам, ведь он перетряхнул всю бюрократическую машину, но трудно не восхищаться его волей и целеустремлённостью. И особенно впечатляет, что в основу этого сюжета легли реальные события с реальными людьми.
Автор: Михаил Гречанников