Найти в Дзене
ФК "Спартак" Кострома

Интервью с тренером по вратарям костромского «Спартака» Леонидом Александровичем Мусиным.

- Леонид Александрович, предлагаю открыться больше перед нашими болельщиками, как на это смотрите? - Готов, задавайте вопросы! -Знаю, что Вы из спортивной семьи, расскажите, пожалуйста, о своем детстве и родных. -В семье нас пятеро: два брата и три сестры. Мама занималась академической греблей, прошла даже отбор на олимпиаду. Отец тренировался в футболе и хоккее, но спортивных достижений не было, к тому же в то время важна была армия и поэтому как говорил папа: «Вместо «Спартака» я выбрал службу». -Ваши братья и сестры переняли спортивные интересы родителей? -В нашей семье все занимались спортом. Старший брат занимался в детстве хоккеем в «Руси», приглашали в «Динамо», но не было возможности возить на тренировки, еще он занимался греблей. Старшая из сестер занималась баскетболом, выступала за юношеские сборные Москвы. В 18 лет уехала учиться в Америку и 5 лет играла за американский университет. Вернулась в Россию, выступала за сборную, отыграла два сезона и уехала в Европу. На данный м

- Леонид Александрович, предлагаю открыться больше перед нашими болельщиками, как на это смотрите?

- Готов, задавайте вопросы!

-Знаю, что Вы из спортивной семьи, расскажите, пожалуйста, о своем детстве и родных.

-В семье нас пятеро: два брата и три сестры. Мама занималась академической греблей, прошла даже отбор на олимпиаду. Отец тренировался в футболе и хоккее, но спортивных достижений не было, к тому же в то время важна была армия и поэтому как говорил папа: «Вместо «Спартака» я выбрал службу».

-Ваши братья и сестры переняли спортивные интересы родителей?

-В нашей семье все занимались спортом. Старший брат занимался в детстве хоккеем в «Руси», приглашали в «Динамо», но не было возможности возить на тренировки, еще он занимался греблей.

Старшая из сестер занималась баскетболом, выступала за юношеские сборные Москвы. В 18 лет уехала учиться в Америку и 5 лет играла за американский университет. Вернулась в Россию, выступала за сборную, отыграла два сезона и уехала в Европу. На данный момент живет заграницей и занимается бизнесом.

Средняя сестра, как и все сестры, тоже занималась баскетболом, но родила и завершила тренировки, выбрала материнство.

Младшая сестра занималась баскетболом, чемпионка Мира, игрок WBA, лучший легкий форвард России, игрок национальной сборной России. Был контракт с Вегасом, но из-за пандемии не поехала, у нее столько титулов, что я всего и не помню, если интересно введите в поиск Раиса Мусина.

-2

- А что на счёт Вас, почему футбол? И всегда ли была вратарская позиция?

- В 10 лет я начал заниматься футболом. В то время по школам ходили тренеры и приглашали на спортивные секции, из нашей школы Василий Беляев набирал детей в спортшколу «Красногвардеец». В начале я бегал в поле, а потом в связи с высоким ростом меня поставили в ворота. Через год тренировок в «Красногвардейце» меня купил московский «Спартак» за 1 000 000 руб., на то время хорошие деньги. В «Спартаке» я познакомился с Евгением Валерьевичем Таранухиным (на фото ниже читатель легко найдет Евгения Валерьевича и Леонида Александровича), мы дружим с 6-го класса. В этой структуре я тренировался до 15 лет, далее перешел в московское «Чертаново», где отыграл полгода.

-3

Мной заинтересовалось киевское «Динамо», и я отправился в академию «Динамо» Киев, провел в структуре 7 лет. В 2002-2007 гг. в киевском «Динамо» были хорошие условия, высокий уровень тренировок, собирали лучших ребят со всего союза. Кстати, в киевском «Динамо» мы снова были вместе с Евгением Валерьевичем, который приехал туда на полгода раньше.

-4

В 2008 году у меня завершился контракт и я поехал в «Динамо» Минск, подписал контракт на полгода, играл за молодежный состав, одну игру сыграл за основу, но неудачно, мы проиграли 3:0. Мне позвонили из ПФК «Александрия» - я вернулся в Украину за игровой практикой. Сезон отыграл за ПФК «Александрия» и решил вернуться домой в Москву.

-5

Жизнь меня свела с Геннадием Автандиловичем Кахиани, у которого я начал тренироваться. Геннадий Автандилович позвонил Виталию Витальевичу Кафанову. В сентябре меня пригласил приехать на просмотр Кафанов, я понравился, но трансферное окно закрылось. Он сказал приезжай зимой на сборы. И я временно вернулся в Москву – тренировался и играл на КФК, в ходе очередной игры, как сейчас помню 5 декабря, на 2-ой минуте сломал голеностоп. Виталий Витальевич сказал, чтобы я ехал на сборы с «Рубином» и я, конечно, поехал, спустя 2 недели снял гипс и начал тренироваться, но в связи с тем, что нарушил реабилитацию нога сильно болела, я не мог ступать на нее. Сборы оказались для меня бесполезными, я ели ходил на одной ноге и не мог полноценно ступить на вторую ногу.

Для меня наступил тяжелый эмоциональный период, чтобы не сидеть дома я пошел работать учителем физкультуры. Параллельно тренировал детей, один из отцов моего воспитанника – Андрей Рубцов, договорился о том, чтобы я поехал в махачкалинский «Анжи». В Махачкале я был третьим вратарем, что меня вполне устраивало, так как мне необходимо было скорее вернуться в футбол в качестве игрока. Сыграл за дубль «Анжи» около 15-ти игр. «Анжи» играл в одной зоне с «Рубином», поэтому мы снова пересеклись с Виталием Витальевичем Кафановым, Кафанов поинтересовался моим здоровьем и снова пригласил в «Рубин» на сборы. Я разорвал контракт с «Анжи» и провел два зимних сбора с «Рубином». Эти сборы просматривали тренеры разных лиг. После одной из тренировок ко мне подошел Эмин Рафаэлович Агаев и пригласил в екатеринбуржский «Урал». Так я заключил контракт с «Уралом» на год, начал играть, но мне не хватало игрового тонуса на должном уровне. После трех матчей меня посадили на скамейку запасных.

-6

Евгений Валерьевич Таранухин, мой друг, а теперь и коллега, порекомендовал меня в оренбургский «Газовик», а вышеупомянутый Андрей Рубцов, который уже помогал мне с «Анжи», разрулил все вопросы по переходу. В «Газовике» я играл в основе, к сожалению, мы вылетели во Вторую лигу. По итогам сезона со мной поступили некорректно, обвинили в «сливе» игры, никто не подошел поговорить и объясниться. Я собрал вещи и уехал.

-7

Позже на меня вышел Евгений Евгеньевич Дурнев и пригласил в «Тюмень», так как я отлично подходил под его стиль игры, вратарь - последний защитник. В «Тюмени» перед нами стояла задача выйти в Первую лигу. По итогам сезона мы заняли второе место, Евгения Евгеньевича убрали и команду распустили. Перед уходом Дурнева ко мне подошел новый главный тренер Константин Северьянович Галкин и сказал: «оставайся, мы выйдем обратно в Первую, будут хорошие условия». Я уехал в отпуск домой, связи не было, когда появилась увидел множество пропущенных звонков и смс от, кинувшего меня, оренбургского «Газовика» с содержанием: «возвращайся к нам». На тот момент я уже договорился с «Тюменью», через два дня нужно было ехать к ним, сижу в самолете, а мне звонят из Оренбурга со словами «выходи из самолета». Я дал обещание «Тюмени» и не стал их подставлять, это не в моих правилах.

-8
-9

По приезду в Тюмень вышел новый закон о том, что игроки с двумя гражданствами считались легионерами. У меня как раз было двойное гражданство, так как ранее я играл за сборную Украины, поэтому через суд УЕФА мне было необходимо доказать, что я гражданин России. Этот бюрократический процесс занял целых три месяца, за этот промежуток времени закончилась заявка и до Нового года я остался без игрового времени.

В «Газовик» я тоже не мог и не хотел возвращаться, так как осталось недопонимание и передо мной так никто и не извинился за ложные обвинения, не поговорил. Зимой я наконец-то начал играть за «Тюмень», но Константин Северьянович по завершению сезона подошел ко мне со словами «Извини, я буду брать другого вратаря».

У меня в тот момент родился сын, а я остался без работы. Осознавал, что на высокий уровень в футболе вернуться будет тяжело, поэтому пошел к Тарасу Викторовичу Воробелю в «Долгопрудный». Тарас Викторович предложил: «Пересиди у нас, потренируйся».

Позже сестра позвала в Европу, отыграл там, вернулся в Россию и мне предложили выступать за московский «Солярис». «Солярис» тоже был хорошим проектом, схож на нынешний костромской «Спартак», но, к сожалению, развалился через 2 года в связи с кончиной Сергея Викторовича Шустикова. В клуб пришли другие тренеры, много денег было потрачено впустую, команда не выполнила задачу. Полгода мы играли без денег, так как владелец Клуба обиделся на результаты. Мне до сих пор должны деньги, Клуб обанкротился.

-10

Я не захотел уезжать из Москвы за маленькие условия, интересных условий не поступало, поэтому завершил карьеру игрока в 2018 году.

- Чем Вы занялись дальше, сразу пошли в тренерство?

- Да, я сразу вышел тренером в детский сад, параллельно тренировал в детской спортивной школе «Сокол», ко мне пришло большое количество детей. Вскоре меня порекомендовали в академию «Спартака», где я проработал полтора года и познакомился Дмитрием Владимировичем Екимовым. Дмитрий Владимирович полностью перестроил меня как тренера, научил меня как правильно выстраивать тренировочный процесс, смотреть, действовать. Каждую тренировку мы записывали, разбирали и изучали.

-11

Позже в академии «Спартака» изменились условия, Дмитрий Владимирович ушел в «Локомотив», а я следом за ним. В академии «Локомотива» я отработал два года и вот сейчас я, скоро уже год, в костромском «Спартаке».

-12

- Кто Вас пригласил в ФК «Спартак» Кострома?

-С руководством нашего клуба был знаком еще с 2016-го года, так как играл на ЛФЛ за «Бобр». С предложением о работе мне написал Дмитрий Владимирович Хотимский. Для меня это хороший шаг вперед от юношеского футбола во взрослый профессиональный.

- Вы из многодетной семьи, сами стали отцом 4-х деток, а подопечных в костромском «Спартаке» у Вас трое. Поделитесь, с вратарями, как с детьми: любите всех одинаково или кого-то больше/меньше?

- Все наши вратари разные, у каждого свои плюсы и минусы, поэтому не могу сказать, что люблю и выделяю кого-то больше.

-13

Наш Денис Терехов пацан с улицы, без спортивной школы, но при этом добился всего сам и не сбился с пути. Благодаря своему желанию и упорству дошел до профессионального футбола, Второй лиги. Он быстрый и пластичный. В этом сезоне он совершил необходимые для себя ошибки, ему их не хватало для роста. С Денисом в воротах мы не проиграли ни одну игру - один выигрыш и одна ничья. Опыт придет с возрастом.

Гайдаш предыдущий сезон 22/23 сыграл за московский «Сахалинец» 20 игр без замен - это высокий уровень для 19-ти летнего пацана.

Миша скромный парень, летом ему не хватило времени, чтобы адаптироваться к новым условиям и коллективу, первая неудачная игра связана с этим. Сейчас, спустя 3 месяца мы видим его профессиональный уровень и верим в него. Кстати, его мне показал Евгений Валерьевич Таранухин. Я сказал, что ищем молодого вратаря и Евгений Валерьевич подсказал мне: Гайдаша и Баринова.

Даня Баринов в свои 24 года опытный вратарь! Он два раза выходил в Первую лигу, вместе с «Кубанью» и «Родиной». Даниила Баринова мы взяли в аренду, я считаю, что он полностью оправдал наши ожидания.

-14

- Все отмечают, что наши вратари очень дружные, они всегда вместе и даже в перерывах стараются подбадривать и поддерживать игрока в воротах. Как Вы создали такую атмосферу в маленьком коллективе?

- Самое важное – это хорошие отношения между нами. Да, вратари всегда вместе на сборах, тренировках, даже свободное время умудряются проводить вместе. Они дружны. Я стараюсь, чтобы мы всегда улыбались, были в хорошем настроении, чтобы среди нас не было злобы, объясняю, что они не могут завидовать друг другу – у каждого их них был, есть или будет шанс, если они свой не использовали – поддерживайте того, кто сейчас пробует свой. И еще: футбол – футболом, а жизнь – жизнью, всегда нужно оставаться людьми.

- Признайтесь, вы орете на парней, ругаетесь?

- Нет, а смысл орать. Я всегда говорю им правду, что нравится, что нет, рассказываю свои примеры. Конечно я могу и «пихануть» словесно. Но ору только тогда, когда подбадриваю – «КРАСАВЕЦ!», поднимаем эмоциональный фон, если нужно поругать -отзываю отдельно и говорю. Мы часто разговариваем или перед тренировкой, или на разминке.

- Болельщик мало знает о тренировочном процессе вратарей, расскажите?

- Мы тренируемся каждый день, самая длительная тренировка 2:40. В основном мы выходим за 40 минут до тренировки других игроков, проводим разминку, подготовительную тренировку, основную и переходим к команде. Направления тренировок разные: акробатика, прыжковая, игра на выходах, перехваты прострелов и так далее, но в каждой тренировке мы уделяем внимание игре ногами. Одно из требований - вратарь должен играть на 60 метров от ворот, чтобы совершать точную целенаправленную передачу. Так же ребята после обеда тренируются в тренажерном зале, около часа.

- Вы отсматриваете сыгранные матчи с вратарями?

- Просматриваем или во время установок, или обсуждаем нарезки в нашей общей группе.

- Какие задачи перед нашими вратарями?

- Каждый матч «0» в воротах!

- Если в ночи Вам позвонит Терехов, Гайдаш, Баринов со словами: «тренер, так получилось, что мы в КПЗ», поедите забирать?

- Конечно поеду, куда я денусь! Но это не про моих!

- Больше всего вопросов об общем тренировочном процессе, прокомментируете?

- Я полностью поддерживаю философию Клуба: футболисты должны работать минимум 5-6 часов в день, я сам лично так тренировался в киевском «Динамо», выкладывался на тренировках и в 18 лет уже играл в первой команде «Динамо». Футболисты в Европе тренируются тоже около 5-6 часов в день.

- Футболисты, которые Вам нравятся?

- Нельсон Дида, Александр Шовковский, Петр Чех.

- Любимая команда?

- Без обид всем: «Спартак» Москва.

Тренер, который вдохновляет?

- Екимов Дмитрий Владимирович, всему научил.

- Последний фильм, который впечатлил?

- «Побег из Шоушенка», «Зеленая миля», сериал «Новичок».

- Любимая песня?- Слушаю радио.

-15