12 ноября 2023 года католики и униаты всего мира отметят 400-летие со дня принятия мученической смерти святого Иосафата Кунцевича. Беларуская греко-католическая и римско-католическая церкви Беларуси готовятся широко отметить эту памятную дату.
Но больше всех в этом плане отличилась Витебская епархия римско-католической церкви, которая не только помпезно решила отпраздновать это "знаменательное" для всех православных событие, и раструбила об этом по всей стране, объявив конкурс среди учащихся области в память о "святом", где детям предлагалось написать сочинение, нарисовать рисунок, выпустить видеоролик.
И это при том, что в Витебской области 85% православных и многие из них очень хорошо знают и помнят, кто такой Иосафат Кунцевич, и как он уничтожал православных. Не остались в стороне и православные священники, которые посчитали данное событие, организованное Витебской епархией римско-католической церкви, как плевок в душу большинству верующих области, как действие, направленное на разжигание ненависти по религиозному принципу. Общественный резонанс возымел действие на главу Витебской католической церкви и он убрал афиши о конкурсе, но не отказался от его проведения, наплевав на мнение окружающих, верующих других конфессий области
Кто такой Иосафат Кунцевич для истории белорусской государственности? Долгое время, с начала 90-х, его имя стала символом школьного курса посвящённого религиозной и общественной жизни на белорусских землях 16–17 веков. Обстоятельства жизни и гибели святого являлись важным кирпичиком в выстраивании идеологии русофобии. Будучи школьником и студентом, я прошёл все периоды умалчивания исторической правды о деятельности униатского епископа Кунцевича, и лишь став самостоятельно преподавать и проводить исследовательскую работу сумел сформировать объективную картину «продвижения» имени святого.
История жизни
Кунцевич был из православной семьи, но после переезда в Вильно и случившейся греко-католической унии в 1596 году вышел из православия и стал католическим монахом и позже епископом. Исследователи и современники отмечают, что Иосафат Кунцевич был «фанатично преданным человеком». В истории он остался как активный проповедник идеи единства двух церквей – восточной и западной – официально расколотых в 1054 году.
Такие люди как молодой монах были нужны тогдашнему руководству Королевства Польского, которое после заключения унии с Великим Княжеством Литовским и Русским стремилось распространить своё политическое влияние через окатоличивание восточнославянских земель. Фанатичный и не лишённый организаторских способностей Иосафат горячо принял Берестейскую церковную унию 1596 года.
Церковная уния была принята под воздействием ряда факторов, основными из которых были стремление ослабить православную церковь (в лице противостоявших польскому влиянию православных магнатов), общий кризис православной церкви после падения Константинополя, и деятельность иезуитского ордена. В начале 16 века по Европе катилась волна реформации католической церкви, и уния служила серьёзным аргументом против европейского протестантизма. Для польских властей здесь очевидным бонусом было то, что именно они сумели крестить, впервые за долгие века!, непокорных «схизматиков» (так называли сторонников православия на западе). Итогом унии стало создание новой церкви, которая подчинялась Папе Римскому (вместе с церковными налогами и сборами), но обрядность оставалась греко-православной.
Иософат Кунцевич стремительно сделал карьеру: от монаха он прошёл путь священник, игумен Жировичского монастыря, архимандрита центрального виленского монастыря, и в 1617 году Полоцким архиепископом. При этом, на территории белорусских земель осуществлялись «перегибы» при переходе православного населения в униатскую веру. Людей насильственно записывали в униаты, и православное большинство – состоящее преимущественно из крестьян и горожан – естественно, сопротивлялось.
История мифа.
В конце октября вышел подкаст главного редактора «Еврорадио» (спонсируемого правительством США) Дмитрия Лукашука с беглым беларуским силовиком Олегом Талерчиком. Кроме слива «Чёрной книги» и распилом фонда ByPol, бывший прокурор ударился в рассуждения об истории Беларуси. В частности, среди кучи националистических штампов и польского взгляда на историю, он сказал, что «православные жители Витебска убили священника!». Дело в том, что Иософат Кунцевич не был простым священником, который принял мученическую смерть, а православные жители Витебска не были «варварами», которыми их рисуют иностранные пропагандисты.
Каким был мир в эпоху Кунцевича
Город в эпоху Средних веков – это, фактически, независимый субъект внутри государства. Права городов на самоуправление регулировались сложной системой городского права. Так, в Витебске, до 1597 года действовало Витебское местное право, но сменившее его Магдебургское унифицировало систему юридических отношений и интегрировало город в общеевропейскую систему торгово-правовых связей. Любое право на самоуправление гарантировало жителям возможность самостоятельно выбирать администрацию, рассчитывать на независимый суд, и, главное – иметь защиту от произвола феодалов. После Люблинской унии польское руководство стремилось не только подчинить восточнославянские земли за счёт распространения католичества, но и по средствам разрушения городских свобод.
Интересным историческим фактом является то, что как не удивительно, права городов на востоке Великого княжества Литовского были более развиты в сравнении с правами тех же польских городов. В частности, Витебск и Могилёв были наиболее крупными и свободными городами тогдашней Речи Поспалитой, большинство населения которых было православными. Иосафат Кунцевич начал свою карьеру именно с подавления «излишних» свобод могилевчан. Жители города могли самостоятельно решить, кому разрешить въезд в город, а кому запретить, руководствуясь собственными практичными мотивами. Так, например, свидетельством того, является большое количество городских топонимов, например, в Москве: Калужская застава, Крестовская застава.
Общие интересы Кунцевича и польского короля
В октябре 1618 года новый полоцкий архиепископ Кунцевич решил посетить Могилёв, но горожане не пустили его, остановив на первой из застав. Они прекрасно знали, чем грозит посещение Кунцевичем их города. Это событие стало поводом для обращения «святого» к польскому королю Сигизмунду III, который жестоко расправился с православными жителями Могилёва, ослабив тем самым конкурента польских городов – мощнейшую цеховую организацию в городе и купеческие гильдии. С горожанами расправлялись не королевские войска, а фактически, шляхетские «ЧВК». Свои универсалом, Сигизмунд утвердил Кунцевича фактически «религиозным диктатором»: а город был наложен крупный штраф в пользу казны, а все православные церкви и монастыри с их имениями и доходами были переданы в подчинение Кунцевичу. В универсале цинично было отмечено, что такие меры приняты в ответ на «оскорбление короля». Т. е., избегая религиозного вопроса, польские власти назвали могилёвскую резню феодальной разборкой. Никакие городские права не смогли защитить могилевчан от феодального произвола, начавшегося после Люблинской унии.
Про судьбу Могилёва отлично знали жители городов Великого княжества. Когда Иософат Кунцевич обосновался со своим многочисленным двором в городе Витебске, горожанам стало очевидным, чем может закончиться такое соседство. По приказу Кунцевича его люди, о чём свидетельствуют независимые источники – королевский секретарь Лаврентий Древинский и сам Лев Сапега, были закрыты все православные храмы, запрещены богослужения, а тела погребённых по православному обряду выкапывались и «отданы на съедение псам». Что характерно, всех православных, не согласных с политикой Кунцевича, тогдашняя польская пропаганда называла «турецкими шпионами».
Источники, которые сообщают нам об убийстве Иософата Кунцевича, преимущественно, все пропагандистские, и описывают события 12 ноября 1623 года следующим образом. После богослужения Кунцевич вернулся в городскую резиденцию, где, внезапно, слуги, «заперли на кухне» православного священника Илью Давыдовича. Архиепископ приказал выпустить несчастного пленника, но горожане, ворвавшись в резиденцию избили слуг, а самого Кунцевича убили. В ответ на эти действия польский король Сигизмунд Третий ввёл в город частную военную компанию, которая казнила десяток заговорщиков, наложила на Витебск большую контрибуцию, и лишила его Магдебургского права. В короткий срок два крупнейших центр православия и городской свободы были подчинены феодальным католическим властям Речи Поспалитой.
Реконструкция убийства Кунцевича
А теперь давайте посмотрим на эти события немного пристальнее. В заговоре горожан участвовало несколько тысяч человек, в том числе из Могилёва, Орши, Полоцка и Вильно. Очевидно, что они прибыли для встречи с архиепископом, чтобы разрешить ряд вопросов между униатским чиновником и православными дипломатически путём.
Кунцевич имел большой двор, состоящий из священников и слуг, среди которых были хорошо вооружённые люди, шляхтичи. Каким-то странным образом, слуги Кунцевича без ведома хозяина берут в заложники известного в городе человека. Напомню, это период средневековья, когда такое самоуправство слуг было невозможно. Видимо, такой случай был не первым, и судьба несчастного священника могла закончиться где-то за городом в окружении стаи голодных псов, после посещения резиденции «святого».
Новость об этом быстро разносится по средневековому городу, и, вероятно, Илье Давыдовичу были делегированы полномочия донести требования горожан до Кунцевича. Пленение посла стало очевидным ответом для всех собравшихся, и все пошли к резиденции самостоятельно.
Факт «избиения» слуг указывает на то, что горожан встретил большой «двор», состоящий из нескольких десятков вооружённых человек. Польские источники нам не говорят, какой диалог состоялся между вооружённой охраной и горожанами, но итогом стало это самое «избиение». В условиях средневековья и уличных столкновений наших дней, между сторонами вспыхнул настоящий бой. Мы не знаем, сколько собравшихся было убито и покалечено слугами Кунцевича, но то, что он был убит прорвавшимися в резиденцию горожанами указывает на то, что «выйти и поговорить» к народу «святой» отказался. Эти события могли выглядеть как настоящее сражение, итог которого был вполне неочевиден для витеблян. Но им удалось сломить сопротивление и расправиться с ненавистным Кунцевичем, виноватым в подавлении православия, и, главное, городских свобод на землях Великого княжества.
Сигизмунд Третий с радостью отправил ещё одно ЧВК в Витебск, которое казнило горожан, наложило контрибуцию на город, разрушило ратушу, сняло все колокола с православных храмов. Политика польских властей увенчалась успехам – были разгромлены экономические центры восточных земель, а православный вопрос был решён под предлогом «мести за убийство чиновника».
История мифа. Из душехвата в католические святые.
В 1861 году польский художник Йозеф Зимлер пишет свою известную картину «Мученическая смерть Иосафата Кунцевича», на которой ненавистные шляхтичу крестьяне и горожане убивают похожего на Иисуса Христа «униатского диктатора». Других картин, которые бы показывали, что перед смертью Кунцевич с оружием в руках сражался против плоховооружённых, но свободных людей не было написано. Сюжет при этом, хороший, и исторически справедливый. К сожалению, витебские власти отменили проведение конкурса памяти Иософата Кунцевича. К сожалению – потому что даже дети, внимательно прочитав историю этого человека смогли бы нарисовать правильную картину обстоятельств его гибели, на которой кровавый палач Кунцевич из пистоля расстреливает безоружных горожан запершись в укреплённой резиденции.
Спустя двести лет после того, как Кунцевич был убит в результате городских боёв, а Сигизмунд Третий получил экономический контроль над востоком Речи Поспалитой, Папа Римский Пий Девятый причислил Иосафата Кунцевича к лику католических святых… Спустя двести лет «нашлись» свидетельства святости убиенного, и как раз в тот момент, когда в Польше отгремело восстание 1863-1864 годов, которое на белорусских землях было представлено активной деятельностью Викентия Калиновского (по прозвищу Кастусь). Начавшаяся в Российской империи реакция и поддержка генерал-губернатором Муравьёвым православного населения белорусских земель вынудила, папский клир принять ответные меры направленные на канонизацию Иосафата Кунцевича.