Откуда у специалистов социальной сферы берутся знания или как передавать ценности и помогать добиваться результатов.
Чем выше профессиональные стандарты — тем лучше результат
Вопрос учиться или нет в сфере социальной помощи не стоит — все специалисты проходят обязательное дополнительное профессинальное обучение и сами постоянно ищут источники знания. Очень важно это в такой тонкой и сложной теме, как профилактика вторичного сиротства. Особенное значение здесь имеет передача практического опыта и ценностей.
Те специалисты, кто работает с мамами и папами, лишенными в детстве родительской любви, постоянно ищут возможность повысить свою квалификацию, чтобы оказать им профессиональную поддержку и научить как стать заботливыми родителями.
Мы провели небольшое исследование и поговорили со специалистами из организаций в 6 регионах России. Картину достоинств и недостатков имеющихся сейчас моделей обучения лучше всего можно понять читая их мнения. Судите сами.
1. где получают дополнительное профессиональное образование специалисты, работающие со сложными социальными задачами
Ольга Филимонова, начальник ресурсного центра БУ ОО «Центр поддержки семьи», г. Омск
Я думаю, что вообще индивидуально — эти вопросы решает сам специалист. Если говорить обо мне, то я выбираю то,что будет полезно в работе. И предпочитаю живое общение.
Если говорить об обучении без отрыва от производства, то это должны быть очень короткие, емкие и информативные курсы. На мой взгляд намного более продуктивно и эффективно обучение в отрыве от производства. Важно чтобы курс был наполнен очень концентрированной практической информацией, потому что нам, как людям которые занимаются практикой, не очень интересна теория. И обучение должно быть компактное — не получиться учиться так, чтобы тебя три месяца не было на работе.
2. какой формат обучения ощущается наиболее эффективным
Ушакова Марина Александровна, директор Муниципального бюджетного учреждения «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Акварель», г. Челябинск
Конечно формат стажировок наиболее эффективен. Стажировки в любом случае - это живое общение, выстраивание контактов. Ты налаживаешь взаимодействия с кем-то из других организаций, которое в дальнейшем пригодится.
Из нашего опыта — мы ездили на стажировку в благотворительный фонд «Виктория» и спустя год приехали снова на заключительный этап стажировки. Это очень хорошо — мы могли показать, по крайней мере, результаты своей годичной работы. Такой формат очень понравился. Но отмечу, изучаемая технология, вроде бы, достаточно простая и при этом по пальцам можно было пересчитать те организации, которые что-то внедрили. Некоторые так и провели целый год в подготовке к внедрению и я думаю, что так повсеместно, наверное.
3. каким образом потом передаются полученные знания внутри коллектива и в межведомственном взаимодействии
Лилия Валерьевна Трощеева, заведующая отделения сопровождения выпускников, Бюджетное учреждение социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области «Череповецкий центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Наши дети», г. Череповец
У моих специалистов есть инструменты. Сейчас, например, будет методическое совещание после нашей работы с Родительским центром «Подсолнух». Также у нас есть еженедельные совещания, когда мы оперативно обсуждаем методические вопросы. Это то, что касается поддержания деятельности в нашем центре.
Что касается более широкого взаимодействия, то мы ездим к коллегам на семинары, участвуем в конференциях, имеем возможность с ними обсудить какие-то профессиональные направления работы. Здесь мы никогда не стоим на месте. Мы все время где-то участвуем, много занимаемся проектной деятельностью. Мы формулируем свои идеи и направляем заявки в различные фонды, которые могут быть для нас грантодателями на новые направления работы. В этом плане мы тоже достаточно активны.
В организации у нас на всех отделениях есть консилиумы — и в стационаре и на нашем отделении. Также у нас в центре работает научно-методический координационный совет, в который я вхожу. Там обсуждаются основные задачи. Есть административные совещания, где команда наша обсуждает направленность работы. То есть система у нас налажена, работает. У нас рождаются материалы когда мы приходим к каким-то решениям и они размещаются на сайте в открытом доступе для работников. Также многие решения фиксируются в локальных документах, которые уже регламентируют нашу деятельность.
Все участники исследования прошли обучающий курс «Профессиональная работа с семьями, где родители имеют опыт сиротства» для организаций, которые работают на малых территориях у специалистов АНО «Родительский центр «Подсолнух». Эта работа велась при поддержке Фонда Тимченко и конкурса для устоявшихся организаций, кто работает с уже доказавшими эффективность практиками.
В обучающий комплекс входит и видеокурс, и вебинары с разбором конкретных случаев, и анкеты, и бланки оценки состояния, и многое другое.
Благодаря предварительно проведенному исследованию был получен опыт подготовки индивидуальных программ внедрения, с учетом возможностей организаций. Основной особенностью курса стали стажировочные дни на площадках организаций. Такой гибридный формат обучения дает организациям уверенность, что будет учтена их специфика и внедрение новых форматов работы пройдет легко.
Запросить подробности и условия по программе внедрения и обучающему курсу можно по адресу podsolnukh-spb@mail.ru