Как мы относимся к убеждениям, идеям и поведению, которые считаем неприемлемыми? К тем, которые считаем пагубными для человека, общества и окружающего мира? Какие эмоции они вызывают?
Чаще всего люди испытывают гнев и уныние. Многие становятся фаталистами или стараются игнорировать то, что их огорчает.
Будда предлагает простое, но действенное решение для таких случаев в сутте "Саллекха" (Sallekha Sutta, MN8): использовать нездоровое и неблагоразумное в качестве стимула для практики. Каждый раз, сталкиваясь с чем-то неприятным или пагубным, необходимо выстроить с ним такое отношение: "Другие люди могут..., но я не буду."
Я приведу несколько примеров из 44-х элементов, перечисленных Буддой.
"Другие люди могут вести себя или высказываться с жестокостью. Я не буду вести себя и высказываться с жестокостью."
"Другие люди могут воровать и обманывать, могут лгать, провоцировать, грубо выражаться, нести вздор. Я не буду воровать и обманывать, не буду лгать, провоцировать, грубо выражаться, нести вздор."
"Другие люди могут быть завистливыми или недоброжелательными по отношению ко всем. Я не буду завистливым или недоброжелательным по отношению ко всем."
"Другие люди могут быть ревнивыми. Я не буду ревнивым."
"Другие люди могут быть лживыми. Я не буду лживым."
"Другие люди могут быть высокомерными. Я не буду высокомерным."
"Другие люди могут быть ленивыми. Я не буду ленивым."
"Другие люди могут придерживаться своих взглядов со всем упорством. Я легко расстанусь с привязанностью к собственным взглядам."
Постоянно держа в уме подобные установки, мы получаем компас для навигации в нашем запутанном мире.
Аджан Джаясаро
16.09.23