Многих наших читателей будоражит вопрос – зачем китайские автопроизводители выводят в Российскую Федерацию так много марок? Какова вероятность того, что россиянин сможет разобраться в этой китайской грамоте? Сколько марок будет оптимальным для российского авторынка?
Напомним, что по отчетам до 2022 года Ассоциации европейского бизнеса в РФ было представлено порядка 60 марок легковых и легких коммерческих автомобилей. При этом подавляющая часть продаж порядка 85-90%% в разные годы приходилась на игроков первой лиги, занимавших первые строки ТОП-10. Это неизменно Lada, KIA, Hyundai, Toyota, Renault, VW, Skoda, Nissan, BMW и др. Во второй лиге были такие бренды как Mazda, Mitsubishi, новые китайцы (Haval, Chery, Geely) и премиальные марки Mercedes-Benz, Lexus, Audi и другие иномарки. Продажи остальных брендов были невысоки: от нескольких тысяч в год до одной сотни или нескольких десятков единиц.
Сегодня картина изменилась, и самое главное, количество марок выросло, благодаря параллельному импорту. Но самый главный фактор, это, конечно же, вал китайских брендов, который обрушился на российский автомобильный рынок.
Причем, эти марки появляются путем деления внутри автопроизводителя. На языке маркетинга это называется стратегией дома брендов. Она подразумевает запуск множества брендов для различных целевых сегментов. Да-да, каждый из нас принадлежит к какому-то из целевых сегментов – молодежь, женщины, путешественники и т.д. и т.п.
В принципе, до сих пор россияне сталкивались с подобным явлением, только менее ярким и менее масштабным. Вспомните семейство марок Volkswagen Group, куда входили такие бренды как немецкий Volkswagen, чешская Skoda, испанский SEAT и опять же представитель большой немецкой премиальной тройки Audi. Автомобильные платформы и практически вся техническая часть этих машин были одинаковы, но они для разных покупателей. Другой пример – Toyota и Lexus.
Сегодня же китайские маркетологи усердствуют. Чего только стоит автопроизводитель Chery Automobile. Есть присутствующая уже более четверти века в РФ марка Chery. Наш канал рассказывал о самом первом автомобиле этой марки, продававшемся на российском рынке.
Эти эксперименты начались, когда Chery вывела первый суббренд CheryExeed, так он первоначально назывался. Затем его начали позиционировать как «премиальный» и марка получила название просто Exeed, чтобы у потребителя не ассоциироваться с Chery.
Вышедший затем еще один дочерний суббренд Omoda в корпоративной табели о рангов расположился между марками Chery и Exeed. Еще примерно год назад было заявлено, что марка будет позиционироваться в сегменте «high middle» (почти как Toyota). Также видно стремление отмежеваться от материнской Chery.
Однако сегодня модельный ряд этого нового в РФ китайского суббренда по сути состоит из двух моделей - кроссовера C5 и седана S5.
А вот еще одна стопроцентная дочка Chery - Jetour, автомобили которой первоначально были адресованы молодежи, но полтора года назад стратегия изменилась и теперь компания продвигает культуру путешествий (Jetour в переводе «победная тропа»).
И, наконец, еще один бренд от Chery - Jaecoo. Бренд Jaecoo создан холдингом Chery с прицелом на экспортные рынки. Название образовано от немецкого слова Jaeger («охотник») и английского Cool («крутой»). Заявлено, что до конца этого года в России будет создана сеть из 120 дилерских центров Jaecoo, но из них только 20 будут отдельными, а остальные 100 совмещены с шоурумами Omoda. То есть получается, что Jaecoo - это бренд от суббренда Omoda. То есть это такое старшее ответвление от марки Omoda.
То есть массовый бренд Chery «наплодил» еще четыре новых бренда, которые позиционируются выше в табели о рангах. Попробуй разберись с этой китайской грамотой? Пройдет время и все устоится. (Конечно, если какой-нибудь бренд не уйдет с нашего рынка по причине малых объемов продаж).
Другой китайский автопроизводитель Geely также выстраивает свою бренд-архитектуру. Под материнским брендом Geely останутся свежие модели. Белорусская марка BelGee будет представлять собой автомобили Geely предыдущих поколений. Ярким примером является первый белорусский автомобиль кроссовер BelGee X50, или прежняя генерация Geely Coolray.
А вот третий бренд – Livan («Ливэн»). Изначально под брендом Livan должны были производиться электромобили и гибриды Geely. Для чего и был приобретен обанкротившийся и хорошо известный в России Lifan.
Но сегодня на экспорт в РФ компания Geely определила модели с ДВС по относительно гуманным ценам. Например, X6 Pro - это шестая версия кроссовера Geely Emgrand X7 с агрегатом от Coolray, седан S6 Pro – оттюненный Geely Emgrand GL (2016). Livan даже рассматривает возможность производства в России.
Как заявляли представители московского офиса Livan, они не хотели бы, чтобы у россиян их новый бренд ассоциировался с ушедшим в историю Lifan.
Познавая глубже политику китайских автопроизводителей в России, сразу вспоминаются строки из Александра Пушкина - О сколько нам открытий чудных готовит…автопром Поднебесной.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz