Найти тему

Будет ли мир в Корее

Будет ли мир в Корее

Напряженность на Корейском полуострове – одна из наиболее острых проблем международной безопасности. Интересам регионального и всеобщего мира и безопасности отвечало бы становление Кореи как единого независимого нейтрального и безъядерного государства. Вопрос, однако, в том, что на сегодняшнем этапе к воссоединению Кореи не готовы ни на Севере, ни на Юге. Не готовы к этому и партнеры двух корейских государств.

Сеул опасается, что объединение обойдется стране очень дорого, надолго выбив ее из конкурентной борьбы на региональном и глобальном уровне. Экономический разрыв между Севером и Югом составляет 20-40 раз. Кроме того, поколения южнокорейцев, выросшие после Корейской войны, видят в КНДР уже не отторгнутую часть единой корейской Родины, а просто соседнее, пусть не дружественное государство, население которого тоже говорит на корейском языке. Ведь говорят, например, на одном английском языке в разных государствах Канаде и США, и на одном испанском – в Аргентине и Уругвае.

Пхеньян, в свою очередь, отнюдь не намерен капитулировать перед Югом. Там хорошо знают пример Германии, где капиталистический Запад грубо подмял под себя социалистический Восток, сделав бывших граждан ГДР «людьми второго сорта»  Новое молодое поколение северокорейской номенклатуры активно сращивается с нарождающимся северокорейским бизнесом, нечто подобное мы уже видели в России. Объединение Кореи под началом Сеула равно опасно и для тех, и для других, ибо в этом случае номенклатура потеряет власть, а местное частное предпринимательство будет попросту смято южнокорейскими монополиями. Поэтому говорить о воссоединении Кореи в нынешних условиях по меньшей мере преждевременно.

Специальная военная операция России на Украине добавила ядерной проблеме Корейского полуострова целый ряд существенных новых нюансов и акцентов. В Южной Корее уверенно утвердилась мысль, что теперь уж Северная Корея точно не откажется от ядерного оружия. Дескать, раньше аргументами в пользу необходимости Пхеньяну иметь такое оружие служили примеры Ирака и Ливии, теперь в этот ряд добавилась Украина, расставшаяся по Будапештскому меморандуму 1994 года  с 1700 ядерными боеголовками, размещенными в советское время на ее территории.

События на Украине также придали импульс дискуссии о безъядерном статусе Южной Кореи. В Сеуле считают, что США и Запад отказались всерьез защищать Украину. Поэтому задается вопрос: что будет с Южной Кореей в случае новой межкорейской войны. Согласно опросам, 70% граждан считают, что их стране надо срочно обзавестись собственной ядерной бомбой. Хотя у южнокорейцев вряд ли это получится – американцы не позволят, как это уже было в 1970-х, когда Сеул пытался предпринять свой первый проект создания ядерного оружия.

Что касается России, то ее подход к корейским делам не может быть оторван от ее отношений с двумя корейскими государствами. Ответ Южной Кореи на специальную военную операцию России на Украине - в одном ключе с США. Сеул применил против Москвы целый набор санкций, хотя пока и не поставлял оружия Киеву. В то же время КНДР – одна из немногих стран, которая однозначно поддержала Россию в ее действиях на Украине. Она признала Донецкую и Луганскую народные республики и их вхождение наряду с Херсонской и Запорожской областями в состав Российской Федерации. А это обязывает Москву в известной мере содействовать Пхеньяну в международных делах, соблюдая, однако, действующие ограничения на военно-техническое сотрудничество с КНДР чтобы не обострять межкорейское противостояние.

На обстановке вокруг Корейского полуострова в нынешних условиях не может не сказываться и обострение  отношений Китая с США. Китай рассматривает расстановку сил в Северо-Восточной Азии прежде всего через призму своего противостояния с США. В этих условиях поддержание на плаву КНДР имеет для Китая стратегическую ценность.  Кроме того, Китай не видит в ядерной программе КНДР непосредственной угрозы для себя. Северокорейское ядерное оружие воспринимается Пекином, в первую очередь, как проблема США и их союзников.

Не вызывает сомнения, что в настоящее время не только решение, но просто многостороннее обсуждение северокорейского ядерного вопроса более затруднено, чем когда-либо прежде. Свидетельство тому - наложение Москвой и Пекином в мае прошлого года вето на американский проект резолюции Совбеза ООН по ракетным испытаниям КНДР в нарушение объявленного в 2018 году моратория. Оно показало, что разногласия в российско-американских и китайско-американских отношениях для Москвы и Пекина оказались более приоритетными, чем совместное осуждение КНДР. И если КНДР проведет новое ядерное испытание, реакция России и Китая вряд ли будет иной.

При всей напряженности нынешней обстановки на Корейском полуострове до прямого военного конфликта дело, пожалуй,  не дойдет. КНДР не начнет войны, потому что знает, что в этом случае она будет подвергнута ядерному удару США, связанных союзническими обязательствами с Южной Кореей. Но войну не начнет и Южная Корея, ибо в Сеуле сознают, что война полностью уничтожит страну с ее атомными реакторами и химическими заводами. Войны не начнут и США, поскольку сегодня северокорейские ракеты способны ударить по Сан-Франциско и Лос-Анжелесу.

Возможно, через какое-то время и США, и соседи КНДР, и мир в целом, примирятся с ядерным Пхеньяном подобно тому, как мир примирился шестьдесят лет назад с ядерным Китаем, а затем с ядерным Нью-Дели и ядерным Исламабадом.

Придут ли в таком случае на Корейский полуостров мир и стабильность, пусть и иллюзорные, как, например, сегодня на Индостане? 

Наука
7 млн интересуются