Российская Империя до революции - это фу-фу-фу.
Даже дети знают.
Ведь страна была земледельческой, а не индустриальной!
Это был краткий пересказ обоснования Октябрьского переворота.
Мол, только большевики и вытащили нашу жутко отстающую страну из трясины сельского хозяйства в технологический рай. Приняли с сохой, а оставили с атомной бомбой, как любят говорить про Сталина. А без крепкой грузинской руки не видать нам ни фабрик, ни бомб, ни полетов в космос - к бабке не ходи!
Иначе так и брели бы эти дикие русские в лаптях да за сохой...
Смахнём скупую мужскую и откроем недавно вышедшую книгу:
Изучению влияния рынка пшеницы на мировые события посвятил свою книгу американский экономический журналист и историк Скотт Нельсон.
По его мнению, именно борьба за дешевое зерно – движущий фактор войн и революций в последние 200 лет.
Начиная с русско-турецких войн времен Екатерины Великой кормилицей Европы становится освобожденная от турецкого владычества и татарских набегов Новороссия – с ее лучшими в мире черноземами и идеальной логистикой, замкнутой на Одессу как главный экспортный порт на Черном море.
Если прежде экспорт зерновых из России ограничивался по причине отсутствия дорог и морских гаваней, то теперь все изменилось.
Ещё до начала Наполеоновских войн Ливорно, Лондон и Ливерпуль превращаются в основные порты – импортеры русского зерна.
Эффективность центрально- и западноевропейских полей резко падает, не в силах выдержать конкуренцию с огромными объемами дешевой «русской пшеницы», на Западе вводятся запретительные «хлебные законы», но зерно из России все равно пробивает себе путь на европейские рынки.
Эпидемия картофельного фитофтороза в 1840-х годах не только привела к крупнейшему голоду в Ирландии, но и побудила европейские элиты смягчить законы, защищавшие собственных аграрных производителей, в пользу закупок заграничного зерна.
В выигрыше оказались Россия и Америка.
Так «началась столетняя конкурентная борьба» двух стран за право накормить рабочий класс Европы. На первых порах безусловно лидировали русские. Но в 1860-е годы, после Гражданской войны в США, сложилась другая ситуация.
...американские капиталисты получили громадные выгоды от уничтожения рабства и к тому же придумали новый финансовый инструмент – фьючерсный контракт. Вкупе с трансатлантическим телеграфом и новыми океанскими пароходами он радикально снизил риски для торговцев зерном.
Именно фьючерс создал систему всемирной торговли зерном в том виде, в каком она существует и сегодня. Важнейшим центром этой системы стала не Одесса, а Чикаго с его зерновой биржей и удобными судоходными каналами, по которым зерно перебрасывалось с американского запада на восток и далее в порты Северной Атлантики.
В итоге за 1868–1872 годы цены на пшеницу в Европе упали вдвое!
Первую мировую автор называет «войной за иностранный хлеб».
Решающая борьба в ней разворачивалась не на сухопутных, а на морских театрах. Антанта лишилась русского хлеба, закупоренного турками в Одессе, но сумела нейтрализовать все попытки немецкого флота через неограниченную подводную войну перерезать снабжение американским зерном.
Германия и ее союзники, напротив, доступ к иностранному хлебу потеряли.
В результате к 1918 году они уже вовсю голодали и были принуждены капитулировать, хотя так и не потерпели военного поражения. Все европейские империи, кроме Британской, рухнули, а первенство в мире стало переходить к новой, американской, выросшей на торговле дешевым зерном.
Как видно, американский автор вообще не комплексует по поводу земледельческого прошлого своей страны. Он этим пшеничным прошлым гордится и видит в нём огромное преимущество. Главную причину успеха США.
Страна "коровьих мальчиков" (от cow - корова и boy - мальчик) и фермеров (пахарей то есть) начинала именно с зерна.
Сельскохозяйственная в XIX-ом веке Америка в XX-ом веке спокойно, без бушевавших в то время России революций и гражданских войн, эволюционным путём становится мировой индустриальной державой.
Тут без мема не обойтись:
Можно и нужно. Не делить своих граждан на правильных и неправильных, революционеров и контрреволюционеров, не рубить и не стрелять друг в друга.
Индустриализация, грамотность, полёты в космос - всё возможно без крови.
Ведь концепция "отставания" строится на чувстве собственной неполноценности. Будто бы есть какие-то ушедшие вперёд "развитые" и "нормальные" страны. И есть мы, сиволапые, отстающие в этой гонке. А потому надо быстрее, быстрее, быстрее (некогда объяснять!), сломя голову и задрав штаны, бежать за комсомолом.
Хорошо бы остановится в этой дурной гонке да задуматься.
Ни от кого мы не отстали и никого не должны догонять.
-----------------------------------------------
"Великая Отечественная Спецоперация"
Автору важна обратная связь, комментарии приветствуются
-----------------------------------------------