Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему дети учатся быстрее чем взрослые? Почему они легко и быстро усваивают новую информацию, осваивают новые навыки, приспосабливаются к новым ситуациям? Почему они могут выучить иностранный язык, научиться играть на музыкальном инструменте, научиться кататься на велосипеде или на коньках за короткое время? Почему они могут делать это с удовольствием, интересом, энтузиазмом?
Многие родители поражаются способностям своих детей к обучению и сравнивают их со своими. Они чувствуют себя гордыми, восхищенными, завидными. Они пытаются поддержать, поощрить, стимулировать своих детей. Они пытаются учиться вместе с ними, повторять за ними, соревноваться с ними. Они пытаются понять, в чем секрет их успеха, и как им его повторить.
Но так ли просто объяснить, почему дети учатся быстрее чем взрослые? Или может быть это сложно? В этой статье мы рассмотрим основной фактор, объясняющий разницу в скорости обучения детей и взрослых, а также предложим практические рекомендации для родителей, которые хотят помочь своим детям учиться лучше и эффективнее.
ГАМК - ключевой механизм обучения
Основной фактор, объясняющий разницу в скорости обучения детей и взрослых, - это нейротрансмиттер ГАМК (гамма-аминомасляная кислота), который отвечает за ингибицию (подавление) нервных импульсов в мозге . ГАМК регулирует активность моторного кортекса, который отвечает за движения тела, во время обучения. Чем ниже уровень ГАМК, тем выше активность моторного кортекса во время обучения, и наоборот .
Но как ГАМК влияет на обучение? Оказывается, что ГАМК меняется в процессе обучения, адаптируясь к новой информации, которую получает мозг. У детей ГАМК быстрее и динамичнее адаптируется к новой информации, стабилизируя обучение, в то время как у взрослых ГАМК дольше и медленнее изменяется, затрудняя обучение . Это означает, что дети могут быстрее и лучше усваивать новые навыки, потому что их мозг быстрее и лучше адаптируется к новым стимулам, в то время как взрослые могут медленнее и хуже усваивать новые навыки, потому что их мозг медленнее и хуже адаптируется к новым стимулам.
Как помочь детям учиться лучше и эффективнее
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что ГАМК является ключевым механизмом, объясняющим, почему дети учатся быстрее чем взрослые. Но как помочь детям учиться лучше и эффективнее, используя этот механизм? Вот некоторые практические рекомендации для родителей:
- Не перегружайте детей излишней информацией и стимуляцией, которые могут повышать уровень ГАМК и снижать активность моторного кортекса. Дайте детям возможность самостоятельно выбирать, чему они хотят учиться, и каким темпом и способом они хотят это делать. Дайте детям время и пространство для обучения, не давя на них и не торопя их. Дайте детям право на ошибку и неудачу, не критикуя их и не наказывая их.
- Поддерживайте детей в их обучении, стимулируя их любознательность, интерес, мотивацию, которые могут снижать уровень ГАМК и повышать активность моторного кортекса. Поощряйте детей за их усилия, прогресс, достижения. Мотивируйте детей к новым знаниям, навыкам, умениям. Помогайте детям в случае трудностей, проблем, вопросов. Советуйте детям, когда они просят или когда они действительно нуждаются в этом. Но не навязывайте им свою помощь, свой совет, свое мнение.
- Учите вместе с детьми, а не отдельно от них, используя их преимущества и компенсируя их недостатки. Учитесь от детей, с детьми, для детей. Учитесь у них способности к адаптации, энтузиазму, креативности. Учитесь с их участием, их сотрудничеством, их обратной связью. Учитесь для их развития, их образования, их будущего. Учитесь не только для себя, но и для них.
Перспективы для дальнейших исследований
Научные исследования, которые мы рассмотрели в этой статье, представляют собой лишь часть большого и интересного поля изучения обучения у детей и взрослых. Есть еще много других факторов, которые могут влиять на скорость и качество обучения, такие как генетика, окружение, эмоции, память, внимание и т.д. Есть еще много других вопросов, которые могут быть поставлены и исследованы, такие как: какие виды обучения более эффективны для детей и взрослых, какие методы и стратегии обучения более подходят для детей и взрослых, какие цели и задачи обучения более мотивируют детей и взрослых. Мы надеемся, что в будущем появятся новые исследования, которые дадут нам новые ответы и новые знания по этой теме.
Противоположное мнение
Конечно, не все ученые согласятся с тем, что ГАМК является единственным или главным фактором, объясняющим разницу в скорости обучения детей и взрослых. Некоторые ученые могут возразить, что ГАМК - это лишь один из многих нейротрансмиттеров, которые участвуют в процессе обучения, и что его роль не столь значительна, как представлена в этих исследованиях. Они могут сказать, что ГАМК не является причиной, а следствием обучения, и что его изменения зависят от многих других факторов, таких как возраст, пол, генетика, окружение, эмоции и т.д. Они могут сказать, что ГАМК не является специфичным для обучения, а влияет на многие другие функции мозга, такие как сон, память, внимание и т.д.
Некоторые ученые могут также сказать, что они не могут полностью доверять результатам этих исследований, потому что они имеют ряд ограничений, недостатков, противоречий. Они могут сказать, что эти исследования были проведены на небольшой и не репрезентативной выборке участников, и что они не могут быть обобщены на всю популяцию детей и взрослых. Они могут сказать, что эти исследования использовали неадекватные или нестандартные методы измерения ГАМК и активности моторного кортекса, и что они не могут быть сравнены с другими исследованиями по этой теме. Они могут сказать, что эти исследования не учитывали многие другие переменные, которые могут влиять на обучение, и что они не могут установить причинно-следственную связь между ГАМК и обучением.
Мнение одной мамы:
"Я считаю, что дети учатся быстрее чем взрослые, потому что они более открыты к новому, более готовы к изменениям, более заинтересованы в обучении. Я стараюсь поддерживать их в обучении, не навязывая им свои взгляды, не ограничивая их выбор, не критикуя их ошибки. Я пытаюсь учиться вместе с ними, узнавая новое, развивая свои навыки, совершенствуя свои знания. Я думаю, что обучение - это процесс, в котором мы можем расти и развиваться вместе."
Елена, 34 года, мама двух детей (7 и 10 лет)
Мнение эксперта:
"Дети учатся быстрее чем взрослые, потому что они имеют более глубокий и широкий опыт, чем мы думаем. Они учатся от всего, что их окружает, от всего, что они видят, слышат, чувствуют, делают. Они учатся от жизни, а не от книг." - Мария Монтессори.
А как вы думаете, почему дети учатся быстрее чем взрослые? Какие факторы, по вашему мнению, влияют на скорость и качество обучения? Как вы учите своих детей или себя? Поделитесь своим мнением в комментариях. Будем рады вашему участию и обратной связи.
Автор: Полина Ясная
Оригинал статьи можно прочитать на портале MamaLand.by.