Танкер Генрих Гасанов

2,2K прочитали

Григорий Ерохин

Григорий Ерохин Морской танкер "Генрих Гасанов" 1976 года постройки.

Морской танкер "Генрих Гасанов" 1976 года постройки. Назван в честь знаменитого судостроителя и проектировщика, генерального строителя атомных реакторов морских кораблей, крупного ученого, адмирала флота.
---------------------------------------
          Рассказ посвящён Тофику Гасанову и памяти Тофика Бахышева.

---------------------------------------
       В 1977 году я закончил КВВМКУ им.С.М.Кирова в г.Баку.
Так случилось, что в 1972 году с нами на химический факультет поступал Тофик Бахышев, но он не добрал двух баллов. Попытка поступить на следущий год оказалась удачней и мы с ним подружились.

     Тофик учился слабенько и зачастую получал "неуды", а за этим следовали "недели без берега"*. Пришлось мне его подтягивать по математике, физике, химии, начертательной геометрии и немецкому языку. После двухмесячного сидения в выходные за книжками вместо увольнения, когда Тофик пришёл в курсантской форме домой в увольнение, радости родителей, да и всей семьи  и добрых соседей не было предела!

      Долго ли коротко тянулось время, только однажды, когда я пошёл в редкое для моего желания увольнение в город, на КПП училища меня ждала белая волга "ГАЗ-21" и представительный мужчина азербайджанской национальности в форме подполковника милиции. Как потом выяснилось, мужчина  был зам.начальника ГАИ Орджоникидзевского района города Баку Гулы Быхышев.

      -Здравствуйте, Гриша!
-Гулы!- Представился он мне улыбаясь широкой доброй улыбкой.- Садитесь на пассажирское сиденье, а Тофка сядет сзади,- предложил  мне Гулы. Стоящий за его спиной Тофик сказал: "Папа с мамой приглашают тебя к нам в гости. Долму приготовили и плов азербайджанский специально для тебя,- пояснил мне Тофик.

       Меня смутило неожиданное предложение, но я не стал возражать Тофику и  занял место рядом с хозяином машины (помогал парню я по доброй воле и бескорыстно).
Мы скоро поехали с Зыха в Говсаны. По дороге Гулы всё время благодарил меня за помощь Тофику и говорил: - Если Тофик будет хорошо учится, то я ему подарю эту "Волгу".

     -Бахышевы занимали половину просторного коттеджа  и к их дому примыкал большой участок с ухоженным садом, гаражом и летней кухней. Дома мама Тофика, тетя Аза, не знала куда меня посадить и только чем не попотчевать. У Тофика было две сестры: старшая Тата, красавица Гюльнара  и младший брат Агаси.

     Впоследствии я неоднократно бывал у Тофика и многое узнал об этой интернациональной семье. Гулы был горским евреем и начинал простым дорожным милиционером на мотоцикле Урал," с люлькой  и дорос до беюк начальника. Тётя Аза была осетинка, поэтому все дети получились очень красивыми. Тетя Аза была отличной домохозяйкой. Она очень вкусно готовила и содержала в идеальном порядке довольно большое хозяйство.

      Наступил 1977 год и я, после окончания училища, приехал в Североморск. После некоторых перепитий оказался на денадцать лет начальником химической службы. Сначала на крейсере "Мурманск", а через шесть с небольшим лет и на крейсере "Александр Невский".

      Вот тогда-то мне и пришлось в качестве вахтенного офицера на якоре принимать к борту крейсера танкер "Генрих Гасанов" для пополнения запасов котельного мазута М-100.
Запасы топливного мазута на крейсерах составляло три с половиной тысячи тонн и мы принимали сразу восемьсот-тысячу двести тонн. Расход же в море при четырёх действующих главных котлах КВ-68 составлял в среднем 28 тонн за четыре часа Вахты.

     Тогда я не думал, что "Генрих Гасанов" по существу- новостройка. Раз или два мне приходилось бывать на этом исполине. Меня поражали размеры ходового мостика и кают-компании, где иногда приходилось коротать время, ожидая постановки к топливному причалу.

      Развал СССР разделил меня и семью Бахышевых.
Тетя Аза умерла. Гулы женился на другой. Тофик остался в Баку, в Азербайджане. Капитан-лейтенант Агаси Бахышов на Украине, он служил в Севастополе. Агаси флаг менять не стал, а потом и вовсе уехал в Голландию и неплохо устроился специалистом по IT-технологиям. Позже Агаси подтянул в Голландию и сестер.
      Жившая на Магадане Тата,после развода с мужем переехала по вызову брата в Голландию. Там оформила инвалидность, получила социальную квартиру и пенсию тысяча двести евро. Этой пенсии едва хватает на оплату квартиры, страховки и минимума еды.

      Младшая сестра Тофика,   красавица Гульнара, против своей воли была выдана отцом замуж за мусульманина, директора то ли  консервного завода, то ли тарного комбината в Ростовской области. Она тоже развелась с мужем и уехала в Голландию, где работает на полставки библиотекарем.

      Написать эту историю меня побудило имя и фамилия автора рассказа, размещённого на полях сайта Проза.ру Тофика Гасанова
"Морская дружба". Оказывается Генрих(Исмаил) Алиевич Гасанов, лезгин по национальности, родился в 1910 году в Дагестане. Он начинал учится в военно-морском училище им.М.В.Фрунзе, но через три года был демобилизован по болезни.

      Позже Генрих Гасанов поступил в бакинский институт нефти и химии, но после первого курса  перевелся в Ленинградский кораблестроительный институт. По окончании института он попал в КБ и потом всю жизнь занимался паросиловыми установками, трудился Главным Конструктором на Балтийском заводе, преподавал в университете, занимался наукой, доктор наук. Генрих Алиевич всю жизнь посвятил флоту. За успехи в работе в 1970 году Генриху Алиевичу было присвоено звание Героя Социалистического труда и воинское звание адмирала флота.
****************************
      Только в системе образования СССР и в условиях той страны Генрих Гасанов смог достигнуть таких успехов!
****************************
      В 2014 году я закрыл свою страницу в "Одноклассниках" и связь с семьёй Бахышевых прервалась. Через сутки после опубликования этого рассказа мне позвонил одноклассник Тофика Юра Аксёнов и поделися печальной новостью.- Месяц назад Тофика не стало,-сообщил мне Юрий. Пусть душа Тофика обретёт покой в потустороннем мире...

25.09.2021 г.   г.Сочи

*- "одна неделя без берега"- вид взыскания, которое на рядового курсанта мог наложить командир отделения.