Нет нет, тут будет не о том, как он научился лежать, сидеть, давать язык, свечить, каприолить, и делать развороты. Ещё кусаться, сваливать с корды, шарахаться барашка, стогов сена, странных сомнительных углов, съедать корду, ногавки, рвать попоны. Нет нет, тут будет немного риторики о том, что дала верховая работа четврехлетней лошади за 1 год.
Мы поменяли 3 разных трензеля. Пришли по совету Элоны Волковой, которая любезно согласилась нас тренировать раз в неделю, к Sprengerовскому толстому железу с крутящейся конфеткой в середине. Его он взял без особой осторожности как остальные и понемногу начал к нему приходить. Я - очень быстро соображающий всадник и далеко смотрящий спортсмен, и это как правило приводит к тому, что почти ничего в работе не меняется. Я с самого начала просила движение по прямым, большие вольты без особого сгибания, долгие переходы, но своевременной ответ на ногу. А конь у меня - очень импульсивный, быстро запоминающий то, что ему было прикольно и весело или страшно, и долго запоминающий новые фишки в своём балансе, в ответах, в сгибаниях. Он не хочет помнить то, что ему скучно или трудно было делать.
Мы сменили двух, даже трех тренеров. Пётр просил от него подъёмы переходы, тянуть шею вниз, и уже сразу стал просить менки. И мелкий с радостью делал. Алёна просила от него не стрелять передними ногами и говорила, когда он подключает зад, а когда нет. И классно снимала нас на видео со своими комментариями. Я потом пересматривала и находила постоянно что-то ещё что упустила во время тренировки. Ольга просила больше движения вперёд и больше контроля. Теперь к нам на базу встали Элона и Настя Волковы. Мы каждый день видим как работают большепризные лошади и лошади малого круга. И теперь можем просить советов прямо на месте. Это безумное везение я считаю! И как считает Элона - конь не умеет ничего! А я ничего и не просила. Только контакта, расслабления, ритма, движения вперёд и немного и не так давно стала просить двигаться в бок. Не так давно я поняла, что он уже может без зажимов сгибаться и отдавать шею с носом в бок. На шагу уже почти получаются плечи внутрь. На рыси и на галопе уступки. Я захожу очень издалека чтобы не отбить у него желания работать, а он в свою очередь становится сильнее и все больше меня проверяет. Стал сильно и резко увозить в сторону если видит что-то необычное вдали. Я бы предположила что это связано со зрением, но так же связано с его пока ещё неспособностью всегда концентрироваться на мне. Элона говорит сгибать его в момент когда он напрягается и хочет свалить внутрь движения, Сандро советует сгибать наружу. Пока не получается ни то ни другое. Сначала он сваливает, но пока ещё ни разу меня не потерял, а потом уже его можно сгибать. В общем, вывод такой, что либо его надо было кастрировать в 3 года и тогда вероятно он был бы спокойнее. И русская верховая лошадь - отличный боевой партнёр, с темпераментом, характером, своим мнением, которые надо только уметь направить в нужное русло. Пока что получается 50 на 50. Из которых 50%это полное неподчинение, во время которого он прыгает, свечит, шарахается в стороны, и 50% - это полностью проводимая и контактная лошадь, готовая выполнять все по первой просьбе.
Во время первой тренировки с Элоной мы поняли что надо ещё больше вниз и вперёд и способность лошади тянуть шею от холки вниз - это не удача, пойманная в конце работы, когда он уже устал, а такое же требование как и все остаьные. И просто нельзя давать ему поднимать шею и смотреть по сторонам. Всегда отвлекать работой. Второе мы поняли - что мы плохо гнемся направо. Все лошади отвечают хуже на правый шенкель. Я изначально боясь его "затупить" на ногу, не приставала со сгибаниями. И он привык бегать с обратным (небольшим) постановлением. И не гнуться а боку совсем. Сразу стали подключать серпантины с правильными сгибаниями и галоп с вольтами. Оттого что он стал сильный, много прыгает и балуется, Элона посоветовала больше грузить на галопе. И ходить контргалопами по серпантину. Вылезла проблема правого сгибания и галопом с правой ноги ему сложно себя удерживать. Все время старается перейти в рысь и дальше отказывается подниматься с правой. При этом все левые контргалопы у него прекрасные.
Ни менки, ни боковые, только контакт, положение от холки вниз всегда, особенно на подъемах. Если лошадь жмёт шею, она жмёт и спину, если лошадь жмёт спину, она блокирует задние ноги. И получается что теряет аллюры. Если работать лошадь и не следить за этим, она накачает мышцы не там где нужно и аллюры могут совершенно пропасть. Поэтому мы не против вернуться "к азам". И вот как уже год мы ненавязчиво их отрабатываем.
Я борюсь с тем чтобы не брать его рукой. Когда он хочет убежать от кустика и посмотреть на травинку, очень сложно не брать рукой и сложно потом отпускать. На меня ругается Элона, я ругаюсь на себя, мелкому все весело, даже когда все ругаются. И в целом можно сказать, что за год мы ничего не потеряли. Он расширил рысь, научился подниматься на галопе, освоил ответы на ногу, отвечает на внутренний шенкель и на сдерживабщие действия шлюза(колена, корпуса). Его очень здорово и удобно переводить с галопа в рысь. Достаточно сжать плотнее щенкель. Эту кнопку я пыталась сделать всем своим лошадям. Я её привезла из Голландии, где все лошади были выезжены на шлюз и шенкель. Но у меня ничего не получилось! Потому что я работала со взрослыми лошадьми которые уже были приучены не реагировать. А с маленьким конём все получилось сделать точно и быстро и это очень удобно! Но надо всегда держать себя в руках и не зажимать посадку, иначе он решит что кнопка эта ему не нужна. Ведь на неё постоянно давят, а реакции не просят. Так лошади становятся тугоезжими. Этот обратный навык касается и ответа на железо и ответа на ногу.
Работа с лошадью - это целая вселенная. Своих и его реакций. И степень тонкости между ними зависит от тысячи факторов! И этому стоит учиться - чтобы было все красиво и легко. Это очень сложно! Но оно того стоит. Удачи вам с вашими лошадьми! Надеюсь материал был полезен!