Концертов и шоу стало больше, чем в прошлом году, но их все еще меньше, чем до пандемии. Доходы индустрии зрелищных мероприятий на 38% меньше, чем в 2019 году, пишет РБК со ссылкой на отчет профильного агентства InterMedia. По его данным, годовой оборот отрасли достигнет 315,5 млрд рублей.
При этом небюджетные организации в этом сегменте, по предварительным подсчетам агентства, заработают 36,5 млрд рублей. Для сравнения, в 2019 они заработали почти 59 млрд. Тем не менее, по сравнению с прошлым годом, доходы шоу-индустрии выросли на 11,5 млрд.
В 2022-м на фоне геополитических событий бизнесу удалось заработать только 25 млрд рублей. И есть причины для оптимистических прогнозов на следующий год, говорит президент концертного агентства TCI Эдуард Ратников:
Эдуард Ратников президент концертного агентства TCI «2023 год гораздо интенсивней проходит, чем 2022-й, и мероприятий, конечно же, больше. Но, к сожалению, мы имеем дело с такой ситуацией, когда нас покинули достаточно большое количество разных талантливых людей, разных артистов и так далее. Поэтому контента на рынке стало гораздо меньше. Конечно же, это создало условия для того, чтобы росли какие-то новые имена, новые артисты, создавались какие-то новые бренды, новые шоу, программы, новые проекты. Но это не может, к сожалению, родиться так быстро, на все нужно время, у всего есть какой-то свой период созревания, вырастания. Это, к сожалению, нельзя сделать за ночь. Поэтому все еще испытываем дефицит талантов, дефицит артистов, контента, поэтому показатели не могут быть такими прекрасными, какими они были в 2018 или 2019 году. Но то, что мы уже лучше прошлого года, говорит о том, что у нас есть устойчивый рост, таланты растут, новые бренды, новые шоу-программы на подходе, открываются новые предприятия, новые театры, проекты, и это дает повод для оптимизма, что в будущем году, если не случится никакой новой катастрофы в мире, мы приблизимся к тем показателям, которые у нас были в допандемийный период».
На фоне отсутствия иностранных артистов и ряда уехавших российских индустрия активно начала создавать новый шоу-продукт, отмечают участники рынка. Инвестиции сейчас идут в мюзиклы, спектакли и оркестровые шоу.
Очень хорошо себя чувствует фестиваль «Дикая мята». Динамика продажи билетов сейчас значительно выше, чем до пандемии и СВО, говорит организатор фестиваля Андрей Клюкин:
Андрей Клюкин продюсер фестиваля и арт-кэмпа «Дикая мята» «Мы в первую очередь занимаемся нашим флагманским продуктом — фестивалем «Дикая мята». Концерты у нас в арт-кэмпе проходят два раза в неделю, и мы, конечно, видим то, что возвращается интерес вообще ко всему тому, что связано с культурой, и, в общем-то, это, конечно, транслируется на самом фестивале. Сейчас на данный момент у нас уже продано 25% билетов на фестиваль, который будет летом 2024 года, и динамика очень высокая. То есть с точки зрения динамики продажи билетов это абсолютно недостижимый, даже в 2019 году, результат. Я думаю, что это связано с тем, что вообще сам по себе ход развития искусства, культуры не может остановиться. То, что возвращается к этому интерес, это очевидная вещь. Могу, конечно, измерять эту историю, поскольку являюсь московским представителем группы The Hatters. Я вижу, как осторожные пандемические концерты собирали по 3-4 тысячи, а теперь собирают по восемь тысяч человек. Но при этом я не связываю это напрямую с ситуацией с пандемией и СВО, я связываю это с тем, что сама по себе группа растет, становится интереснее».
По словам участников рынка, сейчас увеличился спрос на репертуарные мероприятия, мюзиклы и спектакли. Именно в этот сегмент переходят зрители из других, сократившихся в предложении, — кино и концертов.