В далекие время, когда я делал первые шаги в христианстве, один мой хороший знакомый подарил мне книгу Бхагавад Гита. Подарок мне не показался странным, так как этот человек исповедовал кришнаизм. Возможно, ему казалось, что он делает для меня святое и доброе дело, предлагая мне прочитать книгу своей религии. Возможно, хотел обратить в нее. Но я изучал другую литературу, христианскую и менять мировоззрение не собирался.
Позже задался вопросом: что делать с этой книгой? Стоит ли ее читать, и как?
Задавшись этим вопросом нашел 3 варианта ответа на него.
Что за варианты?
Вариант 1. Консервативный.
Этот вариант ответа предлагает, например, профессор богословия МДА А.И. Осипов.
Он говорит, что индийские учения, к которым относится и Бхагавад Гита, являются настоящим сатанизмом.
Для иллюстрации своей мысли он приводит цитаты из Рамакришны и Вивекананды.
Рамакришна:
«Не важно – кто. Он – один. Это Кришна, и Христос, и Будда».
То есть нет, по мнению профессора, дифференциации Божественного.
Вивекананда, его ученик:
«Отбросьте вы все эти ваши лохмотья. Душа человеческая – вот кто Бог! Тело человеческое – вот кто Бог! Никогда не говорите, что вы грешны. Вы – сильны и могущественны! Вы должны знать, что вы – это Он!».
В этой цитате, как считает профессор, идет возвеличение человека. И это тянет, по его мнению, на сатанизм.
В одной из предыдущих статей канала я рассказывал о случае, когда проф. Осипов и патриарх Грузии Илия 2 зашли индуистский храм и патриарх в страхе выбежал из него, увлекая за собой профессора, крича: «Это настоящий сатанизм».
Что думаю по этому поводу?
Осипов Алексей Ильич является заслуженным профессором православного богословия и потому держит узкую, строгую и консервативную позицию: только православие и больше ничего.
Может ли продавец Кока Колы хвалить Пепси Колу, конкурента? Нет. А сотрудник МТС хвалить решения и тарифы конкурентов - Билайн или Мегафона? Нет. Он хвалит, предлагает и продает свое.
Тоже и в случае с профессором Осиповым: как профессор православного богословия он пропагандирует только православие, как главное и единственное. Все остальное, даже не изучая – сатанизм.
Принять его точку зрения и вариант ответа или не принять, зависит от меры консервативности каждого.
Но замечу другой момент, через который и сам прошел. Читать книги другой религии можно лишь тогда, когда изучил Святые книги своей, укреплен в вере.
Вариант 2. Для широты эрудиции.
О нем говорит священник и проповедник русской православной церкви Александр Мень.
Вот, что он пишет, в частности о Бхагавад Гите:
«Памятником учения Кришны является "Бхагавад-гита", т.е. "Песнь Господня" — одно из величайших произведений религиозной поэзии всех времен и народов. Прошел длинный ряд столетий, а эта книга продолжает захватывать и волновать человеческие сердца. Когда читаешь "Гиту" после Упанишад — ощущаешь тепло и интимность живой встречи души с высшим…
Бог для нее не только абстрактное понятие или безличный Абсолют, для достижения которого нужно утратить свое "я": он — личностный Бог, выступивший из глубины священного Мрака навстречу людям. Поистине, среди древних прообразов Христа одним из первых может считаться Кришна» (Александр Мень «История религии»).
Как видим, Александр Мень не столь консервативен и опаслив, как профессор Осипов.
Он отдает дань уважения «Бхагавад Гите», но видит христианство, как более зрелое выражение духовной мысли.
Изучать «Бхагавад Гиту» он не считает опасным или зазорным, но предпочитает понимать место этого учения в духовной картине мира. Изучать ее Александр Мень допускает для расширение эрудиции в духовной сфере, понимания различий и сходств разных религий и духовных культур.
Какую параллель можно здесь привести.
Можно, например, читать только русскую литературу классическую и не знать никакой иной. Сказав себе, а зачем читать другую – мне бы всех русских классиков перечитать?
А можно читать мировую литературу и быть широко эрудированным человеком, понимать разные типы культур и уметь правильно взаимодействовать с ними.
Вариант 3. Практичный.
Этот вариант исходит из того, что, еврейская и индийская духовные культуры имеют принципиальные отличия во взглядах на духовный мир самого человека. Поэтому, подходы и даже стиль написания Библии и Бхагавад Гиты различны.
Евреи – лучшие продавцы идей в мире, с потрясающей интуицией возможностей.
Индийцы – лучшие программисты.
Евреи смогли продать миру интересные идеи и провели свои влияния.
Восточные азиаты сотворили немало экономических чудес в своих странах. Вспомним экономическое чудо Японии после 2 мировой войны, потом – Западной Кореи. Сейчас это чудо Китая и Индии. За счет чего?
Программы действий и самих действий. Человека.
То, насколько Бог поможет человеку и раскроется в нем зависит от усилий и действий самого человека, а не прихоти Бога. Вот основа духовного понимания индийцев, а через них и всей Восточной Азии.
Именно этот полезный момент можно найти, изучая индийские учения, в том числе, и Бхагавад Гиту. Изучая с практической точки зрения. Не надо искать других богов и свою зависимость от них. В индийской духовной культуре лучше найти практики самого человека, более глубокое и тонкое понимание природы и возможностей человека. Вот, что ценно. Как пример, полезные практики (дыхания, созерцания, поз, движений), понимание трех типов природ, действующих в человеке. Духовные наблюдения и приемы, которые могут быть практически применимы без вреда, с пользой.
Посмотрим, как устроен текст Бхагавад Гиты.
Сначала идет описание духовной мысли на санскрите, потом в переводе на русский, потом, объяснение на примерах. Структурировано и четко, для применения в практике.
Напомню, что в индийском духовном мировоззрении нет антихриста и его власти, нет борьбы с собой, страданий и мучений. Если ты борешься с собой, страдаешь и мучаешься – что-то не так с тобой и твоим духовным миром. Он омрачен. Удаляй это и открывайся божественно правильной жизни. Вот, пожалуйста тебе практические приемы, как это сделать. Бери и делай.
Разве йог борется с собой? Нет. Он терпеливо и постепенно, шаг за шагом, осваивает ту или иную практику и применяет ее. Он предается созерцанию, правильному дыханию, питанию, упражнениям и через это открываются ему и божественный мир, и новые возможности себя и реальности.
Послесловие.
А что думаете вы? Какой вариант вам ближе?
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.
Ставьте лайк
Подписывайтесь на канал.
Делитесь с друзьями в соцсетях
Мой публичный телеграм канал: t.me/igor_orlov2