Проблемы в отношениях с противоположным полом часто уходят корнями в детство. Например, у Фройда есть такой термин, как «оральная фиксация».
❗️ Оральная фиксация возникает, когда ребенок в детстве получил недостаточно любви и заботы со стороны матери - либо напротив, получал их с избытком, но без учёта реальных потребностей. Часто такой дефицит “достаточно хорошей матери” может проявляться в переедании, злоупотреблении сладостями, грызению кончиков карандашей/ручек, курению, алкоголизму и даже наркомании.
❓ Меня часто спрашивают коллеги, как действовать при обнаружении оральной фиксации, при запросе клиента о сложностях отношений с противоположным полом?
Поэтому я решил выложить отдельный пост на эту тему. Уверен, он будет полезен всем, кто интересуется психологией.
🔹 Я хотел бы сразу отметить, что само понимание оральной стадии является частью некоторого концепта, предложенного Фройдом и соответственно, нельзя дать исчерпывающие рекомендации по психотерапевтической стратегии - важны индивидуальные особенности пациента.
Тем не менее, я бы предложил стараться выстраивать доброжелательные отношения к любому пациенту вне зависимости от его фиксаций. Доброжелательность – это то, без чего невозможна ни одна психотерапевтическая практика.
🔹 Далее, и это я нахожу важным, нужно понимать, что, проходя оральную стадию, мы не прощаемся со всеми формами её проявления. Она (как, впрочем, и достижения и неудачи прохождения всех других стадий) становится частью нас в виде разрешенных и не разрешенных конфликтов.
К тому же некоторые особенности характерные для этой стадии могут приносить нам истинное удовольствие. К примеру, во время секса бывает приятно ощутить оргазмическое единение и слияние, в котором нет «Я - Ты». И конечно же влюбленность, эмпатия, память об идеале можно тоже отнести к некоторому положительному наследию прохождения оральной стадии.
🔹 Однако, если ребенок до года столкнулся с неадекватностью и недостаточностью первичного окружения. Он не получил от матери ощущения безопасности, ритмичности ухода, ощущения «достаточно хорошей мамы». Мама не могла сконтенировать ребенка и помочь ему переработать хаотичные переживания в чувство первичной интегрированности. В целом, если ребенок не получил опыт принятия и не напитался первичным нарциссизмом, то возможны те самые фиксации на оральной стадии. Давайте посмотрим во что они могут вылиться в парных отношениях:
- Неразделенность Я – Не Я. Пациенты с оральной фиксацией склонны к слиянию, в котором им трудно разобраться в своих чувствах и переживаниях, а также эмпатически откликнуться на переживания партнера.
- Склонность к расщеплению и интрузивной проективной идентификации. Когда сложнопереносимые собственные чувства «выкидываются» в партнера - это часто ведет к конфликтам, так как она предполагает тотальное разделение плохой-хороший.
- Расщепление также характеризуется плохим пониманием себя (не интегрированностью). Потеря себя как субъекта увеличивает тревожность в отношениях, запутанность в бесконечных безвыходных прояснениях отношений или ощущение болота и пустоты.
- Слабая способность к психизации/символизации. Невозможность психически прожить травматичный опыт вынуждает таких людей использовать два оставшихся пути психической разрядки: действие (зависимости, неуправляемые бессознательные аффективные отыгрывания и др.) и соматизация (помещение симптома в тело: заболевания и недомогания).
- Оральная жадность. Ведет к невозможности быть благодарным и удовлетворенным от того, что партнер может дать. Всегда мало. В таких условиях партнер рано или поздно устает быть «истерзанной и высосанной до дна титькой»
- Дефицитарность первичного нарциссизма. Внутри такие люди могут ощущать пустоту и неценность, пытаясь их компенсировать внешним защитным лоском (всемогуществом, независимостью, обесцениванием окружающих и т.д.)
- Плохой внутренний объект. Этот внутренний объект может постоянно атаковать и уничижать человека, причиняя ему страдания.
Возможные стратегии при работе с такими пациентами:
- Выделение Я, укрепление, интеграция и инвестиция Я. Терапевт инвестирует Я пациента своим вниманием, думанием, принятием, доброжелательностью и стабильностью/постоянством. Психотерапевт помогает пациенту лучше себя понимать, сопровождает его в процессе субъективизации.
- Восстановление дифференцированности. Психотерапевт помогает пациенту отделить себя, свои переживания и влечения от других людей. В частности, он использует контрперенос для понимания несказанного. Лучше осознания себя позволяет пациенту почувствовать себя целостным, уверенным и более спокойным.
- Формирование хорошего внутреннего объекта. Этому могут помогать опыт психотерапевтических отношений в кабинете (безопасность, стабильность, инвестирование пациента) и переосмысление прошлого опыта.
- Создание творческих условий для свободного ассоциирования и репрезентирования опыта пациента. Психотерапевт не пытается знать за пациента. Он ищет вместе с пациентом пути, как последнему знать за/для себя в опоре на психотерапевта.
Если интересно поглубже разобраться в этой теме - дайте знать в комментариях 👇🏻