Найти тему
Кинолюбитель

6 лучших ролей Хоакина Феникса

Оглавление

28 октября 2023 года блестящему Хоакину Фениксу исполнилось 49 лет. Начиная с «Гладиатора» и заканчивая прогремевшим на весь мир «Джокером», Феникс — неизменно травмированный антигерой, который пытается не творить зла, или по крайней мере сотворить из него что-то хорошее. Вспоминаем самые феноменальные актёрские исполнения Феникса.

1. Врожденный порок (2014)

-2

Калифорния, 1970 год, Док Спортелло, частный сыщик и хиппарь, не выпускающий косяк изо рта, расследует сразу несколько свалившихся на него дел. Все они то ли на самом деле перетекают одно в другое, то ли так причудливо переплелись в сознании сыщика. Сначала появляется его бывшая возлюбленная: она просит защитить своего богатого любовника и воротилу недвижимости Микки Вольфмана, которого жена и её кавалер мечтают упрятать в психиатрическую лечебницу. Следом приходит парень, который просит выбить должок из одного из охранников Вольфмана и члена «Арийского братства», а вдобавок бывшая наркоманка с маленькой дочерью на руках просит отыскать её мужа, которого власти объявили погибшим, но на самом деле подсылают в качестве шпиона в профсоюзы, чтобы в зародыше гасить любое недовольство.

Этот второй совместный фильм Феникса и Пола Томаса Андерсона — экранизация романа культового в США писателя-постмодерниста Томаса Пинчона. Более всего он похож на неонуар, если не на чистый дурной сон, в котором лица-типажи появляются неведомо откуда и так же стремительно погружаются в небытие. Спортелло в исполнении Феникса нарезает круги по Калифорнии, но с каждым его визитом ясности становится всё меньше, а ощущения, что он никуда не движется, — всё больше. Обречённый герой нуара никогда ещё не был так бесстрастен к своей участи и так печален в своей вечной любви, которую не отравила даже паранойя стареющего хиппи-наркомана. Андерсон и Феникс вместе продемонстрировали, что станет с самым терапевтическим жанром, если изъять из него ответы.

2. Мастер (2012)

-3

Смысл Пол Томас Андерсон и Феникс искали двумя годами ранее в знаковом и этапном для обоих фильме «Мастер» об отношениях бывшего моряка Фредди Куэлла и будущего основателя влиятельной голливудской секты Ланкастера Додда. Мучимый постравматическим синдромом и собственной никчемностью простак Фредди — мастер смешивать убойные коктейли из жидкостей, не всегда пригодных к употреблению. Он подрабатывает в фотосалоне, спивается и во всяких пятнах на приёме у психиатра видит эротический подтекст. Но однажды в своём салоне он встречает Додда — человека с той же тоской в глазах, но с Ответами и собственным Учением.

Эта общая тоска учителя Филипа Сеймура Хоффмана и ученика Хоакина Феникса уже красноречивее любых ответов. Андерсон изучает чисто американскую слабость к пророкам, национальную страсть к фанатизму и одержимости, за которой скрыта бесприютная тоска по наставнику и учителю, по Мастеру, который сможет всё поправить и объяснить, что же со всеми нами не так. И Феникс здесь, обычно выступающий в роли персонажа исключительного, впервые становится героем сложным и обобщённым одновременно. Человеком без смысла, жаждущим высшего деятельного покровительства, которое даёт практические руководства чуть точнее, чем того требует чистая вера.

3. Переступить черту (2005)

-4

Байопик кантри и рок-звезды 50-х Джонни Кэша. Кэш — образцовый американец и целиком человек своего времени. Для американцев он был тем же, кем Высоцкий для советского человека: образцом мужественности, семьянином и дэнди, который все невзгоды лечит лишней банкой пива. Кроме того, Кэш с детства живёт в тени своего идеального, погибшего совсем ребёнком брата и со вселенской обидой на отца, от которого не слышал ни слова одобрения. Опьянённый внезапной любовью тысяч незнакомцев Кэш, не способный принимать решения, плывёт по течению разгульной жизни рок-звезды, пока этот водоворот всё стремительнее несёт его в самую бездну.

На эту роль Феникса выбрал сам Джонни Кэш, которому актёр полюбился ещё в «Гладиаторе». Тронутый таким кредитом доверия, здесь актёр с особой фанатичностью вживался в роль и впервые, кажется, сыграл на грани своих возможностей. В «Преступить черту» особенно очевиден его впечатляющий актёрский инструментарий — Феникс один из тех редких актёров, которые перевоплощаются целиком и полностью, используют всё свое тело как инструмент больше, чем грим и костюм. Как и Кристиан Бэйл, Хоакин Феникс худеет, толстеет, обрастает привычками под стать своему персонажу. Он каждый раз заново учится ходить, разговаривать, держаться, а в случае с исполнением роли Джонни Кэша ещё и петь. Гуру американской кинокритики Роджер Эберт после просмотра «Преступить черту» написал, что он вместе с прочими фанатами Джонни Кэша не смог отличить партии, исполненные Фениксом, от оригинальных записей кантри-звезды. За столь масштабное перерождение актёр заработал номинацию на «Оскар» и свой первый курс в клинике реабилитации, куда он отправился лечиться от алкогольной зависимости вскоре после выхода фильма.

4. Братья Систерс (2018)

-5

В неовестерне Жака Одиара Фениксу вновь выпадает роль пьяницы с детскими травмами и почти идеальным старшим братом. Середина позапрошлого века, посреди охваченной золотой лихорадкой Америки охотники за головами братья Систерс исправно служат некоему влиятельному и таинственному Командору. Они дорожат своей сомнительной славой, которая идёт впереди них, и в разговорах то и дело возвращаются к прошлому, которое якобы не позволило им выбрать для себя иную участь. Командор поручает Систерсам разыскать и проучить некоего Херманна Ворма — учёного, изобретшего чудодейственный состав, позволяющий находить золото, и неисправимого романтика, мечтающего об идеальном обществе.

Феникс в роли младшего брата стреляет метко, даже когда не может стоять ровно от избытка выпитого и валится с лошади. Но в его разудалых дебошах больше отчаянья, чем лихости. Ковбои Одиара плачут, тоскуют о простой жизни, ищут поддержки и одобрения. Француз Одиар, зайдя на территорию вестерна, пренебрегает всеми известными правилами игры. На Дикий Запад вместо бравых ковбоев он помещает своих обычных травмированных отцом-деспотом героев, которые всё ещё мечтают избавиться от его довлеющего над ними призрака.

5. Она (2013)

-6

Недалёкое будущее, бывший журналист Теодор теперь занят в более прибыльной сфере — он пишет за людей проникновенные письма друг к другу, речи на юбилеи любимых родителей и интинмые признания для влюблённых, резделённых океаном. В своём деле он один из лучших, Теодор мастерски облекает в слова чужие чувства, но сам уже год пытается пережить разрыв с женой, которая ушла из-за его неумения говорить о проблемах. Почувствовав себя особенно одиноко, Теодор приобретает новейшую разработку — операционную систему с искусственным интеллектом, способную к самообучению и саморазвитию. После установки ИИ с приятным женским голосом, который представляется Самантой, так же стремительно, как её обучение, происходит сближение с одиноким владельцем.

Спайк Джонс впервые заговорил об отношениях человека и машины не как о сюжете для фантастической развлекательной пустышки с человекоподобными андроидами, а как о эволюции чувств в виртуальную цифровую эпоху, когда для большинства отношений, в том числе и любовных, тело уже необязательно. Талантливый описатель чувств встречается с ещё более талантливой машиной, способной благодаря таким писателям, как он, эти чувства понимать и разделять. Вновь Хоакин Феникс играет несовершенного и травмированного несовершенством других героя. Его бывшая отчасти права, когда заявляет, что Теодор не готов к отношениям с людьми. Но спор о том, реальны ли чувства, которые он испытывает к Саманте, мужчина, не без участия невероятно тонкой игры Феникса, решительно выиграл.

6. Джокер (2019)

-7

Артур Флек работает в рекламном агентстве. В образе клоуна он пугает детей на детских утренниках и является излюбленной мишенью городских хулиганов. Флек страдает от тяжелого ментального недуга, наблюдается у психиатра и горстями ест таблетки. Но жизнь его от этого не становится счастливее: нищета, жуткие приступы неконтролируемого смеха, больная мать и мир вокруг, который, кажется, на ладан дышит. Флек мечтает быть стендап-комиком, сблизиться с симпатичной соседкой и побывать на телешоу своего кумира Мюррея Франклина. Но мечтам таких, как он, не суждено сбыться, и это приводит главного героя в ярость.

И снова ночь и детские травмы, отверженность и насилие, злой дух, жаждущий справедливости и возмездия. Тодд Филлипс взял немного от Нового Голливуда, 70-х в целом и от Скорсезе в частности. Но самое главное — он пригласил Феникса для очередного актёрского подвига. И никого более подходящего на эту роль нельзя было бы представить. Феникс вновь самоотверженно худел и репетировал свой психопатический смех, тихий голос и вечно извиняющийся тон. Его Артур в финале, как и профессор из «Иррационального человека», переживает стремительную трансформацию, освобождение от общественной морали, только на этот раз диапазон его под стать жанру комикса значительно шире.