Найти в Дзене
УЧЕБНИК ЖИЗНИ

Такие разные цивилизации (3)

начало здесь: В предыдущей статье мы увидели, как остров Индия, вторгшись в Евразию, разделил юг этого континента на три большие изолированные части: Средиземноморье, Индию и Китай. Иранское нагорье отрезало первую часть от второй, а Юньнань-Гуйчжоуское и Шанское нагорья отделили Индию от Китая. С севера все отсекалось Тибетом с отрогами и безводными пустынями, простиравшимися до самой Сибири. Так и развивались три очага древней культуры изолированно, как три разных планеты. Один лишь неугомонный Александр Македонский сделал попытку объединить их. Он вторгся в Индию, но богатства ее оказались преувеличены, большого стимула для войска не было, а сам беспокойный завоеватель в скором времени скончался. На том все и завершилось, едва начавшись. Римская Империя и китайская Империя Хань достигли расцвета практически одновременно, в первом веке нашей эры. Империи знали друг о друге, но какого-либо интереса, который бы сподвиг правителей на посылку большого войска за тридевять земель, они не в

начало здесь:

В предыдущей статье мы увидели, как остров Индия, вторгшись в Евразию, разделил юг этого континента на три большие изолированные части: Средиземноморье, Индию и Китай. Иранское нагорье отрезало первую часть от второй, а Юньнань-Гуйчжоуское и Шанское нагорья отделили Индию от Китая. С севера все отсекалось Тибетом с отрогами и безводными пустынями, простиравшимися до самой Сибири.

Так и развивались три очага древней культуры изолированно, как три разных планеты. Один лишь неугомонный Александр Македонский сделал попытку объединить их. Он вторгся в Индию, но богатства ее оказались преувеличены, большого стимула для войска не было, а сам беспокойный завоеватель в скором времени скончался. На том все и завершилось, едва начавшись.

Римская Империя и китайская Империя Хань достигли расцвета практически одновременно, в первом веке нашей эры. Империи знали друг о друге, но какого-либо интереса, который бы сподвиг правителей на посылку большого войска за тридевять земель, они не видели.

Китай, правда, имел потребность в нефрите и жадеите, месторождения которых находились в Центральной Азии, а также с удовольствием приобретал арабских скакунов, которые значительно превосходили по своим качествам низкорослых китайских лошадей. Еще во втором веке до нашей эры знаменитый китайский путешественник Чжан Цянь несколько раз выдвигался с богатыми посольствами в Центральную Азию, обходя Тибет с севера и достигая нынешней территории Казахстана.

Надо отметить, что уже к началу этих путешествий Чжань Цяню было за шестьдесят лет, и он имел высокий сан в китайской иерархии. При этом, как отмечается в древних источниках, обладал физической крепостью и внушал доверие людям обходительностью, легко отыскивал общий язык с инородцами. Хотя были случаи, когда, например, отбыв в поход с посольством из более, чем ста человек, он возвратился один в сопровождении своего верного помощника.

В итоге этот человек стал дасином и вошёл в состав 9 важнейших чиновников империи. Именно он привез в Китай виноград и люцерну, а также рассказал императору Поднебесной о том, что дальше на западе есть множество стран и даже поведал о греческой культуре, с которой познакомился в эллинистических государствах Центральной Азии, оставшихся со времен Александра Македонского. И ведь это происходило за сто лет до Октавиана Августа! Рим даже еще не был империей, он был пока республикой.

Став империей, Рим, конечно, стремился к постоянному расширению, как и любая другая империя, но до Индии и, тем более, до Китая было очень далеко. Даже Германию римляне так толком и не смогли завоевать, потому что стимула особого не имелось: ни богатых городов, которые можно было бы разграбить, ни тучных земель, которые можно было бы застроить виллами, в Северной Европе не имелось. Леса да болота. А уж тащиться неизвестно зачем через горные хребты в неведомый Китай легионеры точно бы не стали.

Однако нашлась все-таки одна вещь, которая сумела связать два противоположных края нашего континента. И этой вещью стал шелк. Непонятная фантастическая полупрозрачная воздушная ткань! Тунику из нее можно было пропустить через кольцо, снятое с пальца (именно так проверялась подлинность шелка: никакая другая, даже самая тонкая материя подобной способностью не обладала). Эта ткань завораживала римских матрон. Всем хотелось щеголять в шелках, разжигая похоть кавалеров и вызывая зависть подруг.

Стоил шелк баснословно дорого! В Римской Империи за отрез ткани платили до 300 денариев (или 1200 сестерциев), что составляло годовую зарплату римского легионера. Помимо красоты и долговечности, помимо того, что в туниках из шелка было не жарко, он обладал еще одним замечательным свойством. Несмотря на то, что мы знаем римлян как завсегдатаем терм, - с гигиеной в те времена все-таки были проблемы.

Паразиты просто кишели в одежде римлян и доставляли кучу неприятностей. Справляться с ними было весьма непросто. И вот оказалось, что шелк был не только приятен к телу, но и обладал противопаразитными свойствами! Вшам было сложнее держаться на такой одежде: они соскальзывали. Кроме того, на шелке образуется статическое электричество, которое эти твари не переносят.

Заметив, что шелковая одежда помогает справляться со вшами, римляне не жалели средств на эту ткань. Цена на шелк стала сравнима с ценой на золото. Ведь мало того, что эта ткань весьма трудоемка в производстве, так еще и везти ее приходилось за тысячи километров из неведомой страны, горными и пустынными тропами, с риском потерять и товар, и жизнь. По словам Л.Н.Гумилева, увлечение римлянок шелком стало одной из причин гибели империи:

"Римляне тратили на шелк огромные деньги, покупая его у купцов-посредников в Иране и Сирии, дарили своим женам и... не имели средств расплатиться со своими солдатами".

В Римской империи Китай так и называли: «Серес», от латинского названия шёлка — «serica». Первое упоминание шёлка в римских источниках относится к 64 году до н.э. Поскольку между странами лежали могущественные державы, такие как Парфия и Кушанское царство, враждебные Риму, - прямые контакты по суше между империями были невозможны. Однако торговля Рима с Китаем в первом веке н.э. велась в том числе и морским путём, через посредников, которыми стали зависимые от Китая царства в Юго-Восточной Азии — Цзяочжи и Фунань.

Так сформировался Великий шелковый путь – система караванных дорог (в которую иногда включают и морские пути), связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем и действовавшая с античных времен и на протяжении всего средневековья. Правда, сам термин «Великий шелковый путь» был введен только в 1877 году немецким географом Фердинандом фон Рихтгофеном.

Очень важно понимать, что это был путь товаров, а не людей. Никто из купцов не проходил эту дорогу от края до края. Каждый преодолевал свой участок, а потом товар менял хозяина и продолжал движение уже совсем в другом окружении, проходя таким образом через десятки рук. Правда, было еще кое-что, путешествовавшее, возможно, даже незаметно для купцов. Это знания и технологии, передававшиеся из уст в уста, записываемые учеными и перенимавшиеся предприимчивыми людьми.

Доставка товаров по Великому шёлковому пути могла занимать от полугода до нескольких лет. О торговле с Китаем писал ещё Плиний Старший. Птолемей приводит в своих записях название перевалочного пункта в дельте реки Меконг — гавань Каттигара. А римский историк Луций Анней Флор описывает китайское посольство, прибывшее к Октавиану Августу. Он пишет, что послы провели в пути четыре года.

В свою очередь, римляне также отправляли посольства в далёкий Китай. Первое из них, о котором дошли хоть какие-то сведения, было послано императором Антонием Пием в 161 году. Добрались римские послы до Китая в 166 году и были приняты китайским императором. Регулярного обмена посольствами при таких расстояниях и продолжительности пути, разумеется, быть не могло. Но единичные контакты на высшем официальном уровне продолжались. Китайские источники упоминают римских послов, прибывавших к императорскому двору в 230 и 284 годах.

Китай на карте Птолемея (II  век нашей эры)
Китай на карте Птолемея (II век нашей эры)

Рим китайцы называли «Дацинь». После краха Западной Римской империи интенсивность торговых связей снизилась. Но в в начале VII в. н.э. они снова возобновились, теперь уже с Константинополем. Китайцы, у которых успела смениться династия, при этом узнали, что с Римом за прошедшие века также произошли серьёзные перемены. Византийскую Империю они стали называть «Фулинь», первое посольство из Византии добралось до китайского города Чанъань в 643 году.

Во время периодически вспыхивавших византийско-иранских войн персидские правители блокировали караванные пути с тем, чтобы нанести максимальный ущерб экономике Византии. Но еще многие века Великий шелковый путь продолжал действовать, и в наши дни Китай именно так называет свои масштабные проекты по развитию транспортной инфраструктура на территории Евразии.

Продолжение следует. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.

Не забываем лайк! Денег тут не просят.

Читайте также: