Арбитражный управляющий является центральной фигурой в деле о банкротстве. Не имеет значения банкротство физического лица или юридического. Именно управляющий, как независимый участник банкротного процесса осуществляет большую часть работы. Исходя из системного анализа норм закона о банкротстве можно встретить множество положений, закрепляющих обязанности арбитражного управляющего. В целях реализации данных обязанностей, управляющему предоставлен достаточно широкий спектр прав (но это лишь на первый взгляд).
Так, в соответствии со ст. 20.3 ФЗ № 127 "О несостоятельности (банкротстве)", арбитражный управляющий имеет право запрашивать сведения о должнике (и иных лицах, указанных в норме) у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну. Срок предоставления сведений - 7 дней со дня получения запроса. Ответ предоставляется бесплатно.
На зачастую, при осуществлении своих полномочий, арбитражный управляющий сталкивается с противодействием лиц, которые обязаны предоставлять ответы на запросы управляющего. Противодействие выражается в виде отказов в предоставлении запрошенной информации, которая на секундочку, нужна управляющему для исполнения обязанностей, возложенных на него законом. А за неисполнение или ненадлежащее исполнения этих обязанностей еще и кроется суровая ответственность.
На мой взгляд, позиция органов государственной власти и некоторых частных организаций при предоставлении "отписок" в стиле "не обязаны", "не имеется правовых оснований для запроса", "арбитражный управляющий не входит в перечень лиц, имеющих право получать запрашиваемые сведения" влечет за собой существенное нарушение прав не только самого арбитражного управляющего, чей статус и права обозначены в законе о банкротстве, но и лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Ситуация, при которой арбитражному управляющему приходится сначала ждать "отписку", а затем уже с ней обращаться в суд об истребовании запрашиваемых сведений - не есть норма. Чем больше уходит времени на получение нужных сведений, тем дольше будет идти процедура банкротства. И если для процедур банкротства физических лиц это не так критично ( ведь редко у одного должника в собственности множество имущества), то для процедуры банкротства юр. лица - затягивание процедуры сказывается на её эффективности. В результате страдают стороны процесса и общество в целом.
Считаю, что статус арбитражного управляющего должен предполагать гарантии реализации права на получение сведений именно по запросу управляющего. Возможно необходимы более точные формулировки в самом законе о банкротстве, для более ясного раскрытия прав арбитражного управляющего. Представляется возможным внесение поправок в действующие законы, регулирующие деятельность ряда органов государственной власти, с добавлением арбитражного управляющего в перечень лиц, имеющим право получать сведения по запросу.
Конечно, данные процессы длительны по времени и вряд ли законодатель обратит внимание на проблемы узкого круга лиц, но её решение могло бы существенно позитивно сказать на банкротных правоотношениях.