Найти тему
Живой Космос

Что помешало полететь в космос в 1948?

Оглавление
   ракета летит в космос
ракета летит в космос

В сегодняшней статье мы поговорим о том, что советские люди могли отправиться в космос гораздо раньше, чем в апреле 1961 года.

Итак, поехали.

Весной 1946 года Советский Союз возобновил работу значительной части немецких научно-исследовательских и производственных мощностей, которые были предназначены для производства немецких ракет «Фау-2». Под советским руководством 330 рабочих производили окончательную сборку «Фау-2» на бывшем ремонтном заводе в местечке Кляйнбодунген. Однако главное производственное предприятие, где возобновили производства большой части ракет, находилось в Нордхаузене, в 26 км к западу. Именно там совместно с советскими специалистами работало огромное количество наёмных немецких рабочих (более 5000 человек), которые заменили заключённых концентрационных лагерей.

Первоначальная задумка советского руководства заключалось в том, чтобы организовать массовое производство «Фау-2» в Германии на тех производственных мощностях, что там имеются. Эти планы включали разработку и боевые испытания усовершенствованных версий немецких ракет.

Интересное предложение

Однако место расположения подобных работ вызывало тревогу среди руководителей советского государства. И по этой причине И.В. Сталин, вероятно совместно с Л.П. Берия тайно планировали перенести производство и разработку ракет на советскую территорию.

Для выполнения этой задачи 13 мая 1946 года был издан указ о назначении министра вооружений Дмитрия Фёдоровича Устинова ответственным за создание советской промышленности, предназначенной для разработки и производства баллистических ракет.

Было определено, что производство советской версии двигателя «В-2», который использовался на немецкой ракете, будет осуществляться под руководством главы Министерства авиационной промышленности Михаила Васильевича Хруничева на заводе, расположенном в Химках, где главным конструктором трудился Валентин Павлович Глушко. Сегодня это предприятие известно как НПО «Энергомаш».

Именно в это время один из советских пионеров ракетостроения Михаил Клавдиевич Тихонравов предложил первую концепцию советского пилотируемого космического корабля. Своё предложение он составил совместно со специалистом по ракетным двигателям Николаем Гавриловичем Чернышевым.

После рассмотрения проекта межведомственной экспертной комиссией Хруничев 20 июня 1946 года направил концепцию Сталину, подтвердив, что это возможно.

     Модернизированная «Фау-2» от Тихонравова. Из открытых источников.
Модернизированная «Фау-2» от Тихонравова. Из открытых источников.

Идея заключалась вот в чём: Тихонравов предложил использовать удлинённую «Фау-2» с увеличенным до 9 тонн запасом топлива. Такая модернизация позволила бы подняться экипажу из двух человек на высоту 100-150 км.

Предполагалось, что перед спуском моторный отсек будет отброшен, и люди будут спускаться в специальной капсуле или на парашютах.

Главной технической проблемой был безопасный спуск на Землю.

10–15 модифицированных ракет «Фау-2» предлагалось изготовить по конструкции Тихонравова в Германии на заводах в Нордхаузене. И затем организовать в Германии стендовые испытания двигателей и беспилотные лётные испытания.

Вопрос контроля разработки и изготовления герметичной пилотируемой капсулы предлагалось возложить на Министерство авиационной промышленности Хруничева. Также предполагалось привлечение к работам «более опытных» (немцев?) специалистов для оказания помощи, чтобы проект можно было завершить в течение двух лет. То есть отправить двух советских граждан в суборбитальный космический полёт уже в 1948 году!

Проектирование и изготовление кабины космического корабля предлагалось заняться конкретно заводу Глушко.

В письме Сталину содержался и проект указа о реализации этой программы.

Другие планы

Однако все эти очень интересные предложения так и не было реализованы. В первую очередь потому, что Юрию Алексеевичу Гагарину на тот момент было всего лишь 12 лет, а отправлять в космос ребёнка было как-то неудобно, что ли (шутка).

На самом деле проблема заключалась в том, что у руководства СССР, как уже отмечалось выше, были совсем другие планы.

Хруничев и Тихонравов, видимо, не знали, что Сталин решил прекратить производство «Фау-2» в Германии и перенести все предприятия в СССР.

Ключевой немецкий персонал был отправлен в СССР в ночь с 22 на 23 октября 1946 года. Все производственные мощности «Фау-2» на немецкой земле были закрыты, а оборудование, включая несколько десятков завершённых ракет, было отправлено в Советский Союз.

Сталин одобрил дальнейшие работы по этой теме только после того, как немецкие ракеты были испытаны на полигоне «Капустин Яр» осенью 1947 года. Новые «Фау-2» («Р-1») советского производства не испытывались до 1948 года и полноценно «встали в строй» только в 1950 году.

Некоторые «Р-1» были модифицированы для того, чтобы возить собак в космос и совершили свои полёты в 1954-1956 годах.

Однако в них использовались капсулы меньшего диаметра, чем в конструкции Тихонравова.

И они были не способны перевозить человека. А жаль.

Всем добра!